Темы в форуме

      Наш youtube        Наш инстаграм     ☝ Сказать спасибо!           Правила форума   




Однотактный ламповый на 6Ф6С в модифицированном режиме

Ответить
Аватара пользователя
LinuxManiac
Добрейший модератор
Сообщения: 645
Стаж: 3 года 10 месяцев
Репутация: 255
Откуда: Киев
Контактная информация:

Однотактный ламповый на 6Ф6С в модифицированном режиме

Сообщение LinuxManiac »

Лампа 6Ф6С (6F6 с разными буквенными индексами) хорошо известна самодельщикам, однако не особо популярна, хотя, появившись в 1935 году, широко применялась в «золотую эру» лампового аудио.
Причин малой популярности достаточно, как то: меньшая мощность, чем у 6П3С и аналогов, при большей цене, чем и у 6П3С, и у 6П6С, меньшая распространенность/доступность, чем обех из последних, а также – скудность подробных описаний удачных современных завершенных конструкций усилителей.
В ряде случаев утверждают возможность прямой замены 6П6С на 6Ф6С и наоборот, однако это верно лишь в отношении режимов по постоянному току. В отношении же оптимальной величины анодной нагрузки и прочих параметров это не так.

У меня в планах – несколько разных усилителей на этих лампах, и я посвятил некоторое время их изучению.
Хорошо известны паспортные режимы 6Ф6С для однотактного выходного каскада:
Ua = Ug2 = 250V, Ia = 34 mA, Ra = 7 kOm
Ua = 280V, Ug2 = 250V, Ia = 38 mA, Ra = 7 kOm.
Смещение в обоих случаях приблизительно -15–17 вольт.
Анодное напряжение допустимо и выше (до 380 вольт), однако во избежание превышения максимальной мощности, рассеиваемой на аноде (11 ватт), при этом приходится увеличивать величину напряжения смещения, уменьшая величину тока покоя, что уводит рабочую точку в область роста искажений и уменьшения выходной мощности.

Я макетировал выходной каскад при большом разнообразии его параметров по постоянному току и обнаружил (вовсе не утверждаю, что «открыл Америку», но нигде такого не встречал), что при уменьшении напряжений питания экранной сетки до 220–230 вольт существует чуть более высоковольтный режим анода при отменной звуковой картине. А именно:
Ua = 320-325V, Ug2 = 230V, Ia = 32-33 mA, Iк = 37-38 mA, Ra = 8 kOm, смещение -13 вольт.
6Zh3_6F6S_LM_.png
Все разнообразные пробные режимы я проверял путем прослушивания с имеющимися у меня источниками и акустическими системами. И этот режим меня впечатлил. Звучание широкополосных АС на динамических головках CELESTION K12H-200TC оказалось настолько же впечатляющим, как и при их работе с двухтактным усилителем на лампах EL6, который я считаю одним из лучших, сделанных мною (естественно, что у макета на 6Ф6С максимальная выходная мощность существенно меньше).
EL6_1s.jpg
Сравнил звучание с однотактным усилителем на 6П9… и понял, что он «проигрывает» 6Ф6С. Еще неделю с перерывами слушал макет и решился на переделку усилителя на 6П9 – блок питания оставил прежний (благо там анодная обмотка силового трансформатора с несколькими отводами и можно получать разные напряжения), а каналы усиления на 6Ф7+6П9 заменил новой схемой.
В первом каскаде усиления использовал лампы 6Ж3 в триодном включении. Переключение входов оставил по схеме плавного отключения/включения запараллеленных ламп.
В ходе прослушивания с двухполосными и трехполосными АС (фильтры первого порядка) добавил ООС (резистор 300 кОм между анодами первого и второго каскадов).
Вот, теперь это мой основной «кабинетный» усилитель.
6F6S_6Zh3_LM_2.jpg
Всем хорошего звука!
050-246-3341; Viber: 068-362-3497; Skype: spswmsw
Ответить

Вернуться в «Аудио усилители»