Я ничего не имею против использования ГИ.
Некоторые серийно выпускаемые АС имеют по 2-4 вуфера. В основном это т. н. «столбики» с 6 " динамиками с низкой чувствительностью.
Действительно, при той же выходной мощности усилителя, происходит увеличение звукового давления по сравнению с одним динамиком.
Но при этом, должны соблюдаться несколько условий.
1. Все динамики должны работать в синфазном режиме. В домашних условиях это только НЧ диапазон.
2. Динамики должны иметь низкую Fs. Работа ниже Fs не эффективна и крайне нежелательна из за лавинообразного увеличения нелинейных искажений. Вот пример роста КНИ широкополосника с Fs = 150 Гц
- КНИ.jpg (132.94 КБ) 3341 просмотр
Звуковое давление, создаваемое динамиком в безграничном пространстве, пропорционально колебательному ускорению диффузора. Для того чтобы это ускорение оставалось постоянным при снижении частоты, колебательная скорость должна расти обратно пропорционально частоте (вдвое при снижении частоты на каждую октаву), а
амплитуда колебаний диффузора - обратно пропорционально квадрату частоты (то есть - вчетверо с каждой октавой при движении вниз по шкале частот.
3. Поэтому динамик должен обладать достаточным линейным ходом (Xmax).
Ни одно из этих условий в ГИ из 5ГДШ-4-4 не выполняется.
oudio писал(а): ↑25 сен 2021, 00:33
Чувствительность особо не важна, это при одном ватте ведь для одного динамика, а тут мощность размазана по нескольким.
Чувствительность здесь считать не надо.
Да её везде надо считать. Просто термин «чувствительность» указываемый в паспорте на динамик или АС, не очень информативный. Как говорится, средняя температура по палате.
Было бы лучше назвать «Акустическое давление, развиваемое ГД на разных частотах, при подведении к нему 1Вт электрической мощности». Хотя это длинное предложение, с успехом заменяет прилагаемая АЧХ.
А из АЧХ на 5ГДШ-4-4 мы видим, что при 1 Вт чувствительность динамика на частоте 1500 Гц равна 90 дБ, а на частоте 45 Гц – 78 дБ (по видео с ГИ – 70 дБ). Вот её и будем считать.
Представьте что у нас 32 усилителя на эти 32 динамика и каждый динамик мы сейчас будем подключать к своему усилителю. Представьте что играет один динамик 45Гц на громкости 70дБ, при этом не напрягаясь, в "облегченном" режиме. Тогда 2 динамика от своих усилителей играют 45Гц - 76дБ, 4 - 82дБ, 8 - 88дБ, 16 - 94дБ, 32 - 100дБ. И всё ещё никто не напрягается.
Трудно такое представить, но допустим. И с выводами согласен.
Теперь вернемся к двум динамикам. Подключим их последовательно к одному усилителю вместо того чтобы подключать к двум отдельным. Стало тише, общая чувствительность уменьшилась? Да.
Но ведь и диффузоры двигаются слабее! Потому что мощность распределилась на два динамика. Тогда нужно добавить мощности чтобы они двигались так же как раньше (НЕ НАПРЯГАЯСЬ), громкость вернется и будет 45Гц на всё тех же 76дБ. Ещё раз: мощности при последовательном подключении ушло суммарно(!) больше, а ход диффузора каждого динамика не поменялся и мы продолжаем получать прирост громкости. Считать здесь чувствительность АС нет смысла. И это еще не АС, а только НЧ-секция.
Зачем такие длинные объяснения. Достаточно знать, что при параллельном подключении пары ГД, акустическая мощность вырастает на 6дБ. Т.к. на 3 дБ выросла потребляемая мощность от усилителя, и ещё 3дБ добавляются при увеличении в 2 раза площади излучателя.
Последовательное соединение роста не даёт. Те 3 дБ которые даёт удвоенная площадь, компенсируются уменьшением на 3дБ мощности усилителя.
Я уже писал, что при параллельном соединении всех 32-х ГД – чувствительность на 1500 Гц, составит 120дБ и 100 дБ на 45 Гц. Всё как в Ваших расчётах. Но импеданс АС будет всего 0,125 Ом.
Автор применил комбинированное
параллельно-последовательное соединение ГД, чтобы получить импеданс АС 8 Ом.
При этом соединении, чувствительность АС на 1500 Гц будет - 102дБ. Соответственно на 45 Гц – 82дБ/Вт/1м.
Чтобы получить из ГИ НЧ секцию, Вы предлагаете применить
ФНЧ (например LR4 на тех же 100Гц)
Ничего не имею против, только почему именно LR4? Тут нужен индивидуальный подход. Для ЗЯ с добротностью 0,71 достаточно 2-го порядка, а вот авторская АС требует 8-го. Там спад 50 дБ/окт. Соответственно и сабсоник придётся применить с весьма крутым спадом.
Хотя для ЗЯ предпочтительней корректор Линквитца. Он не только линеризирует АЧХ, но и уменьшает ГВЗ.
Но вернёмся к нашим ГИ на нежных шириках.
Делаем секцию НЧ. Срезали мы у них верха и получили на 45 Гц – 82дБ/Вт/1м. Естественно этот ватт размазан по всем динамикам и работают они не напрягаясь.
Но вот в чём дело. К примеру я, чтобы прочувствовать весь динамический диапазон записи, люблю включить погромче, скажем 90 дБ. И как оказалось при замерах, больше нравится не линейная АЧХ, а приподнятая от 100 до 30 Гц децибел на 6-8. Ну да ладно, пусть будет 90 по всему звуковому диапазону.
От моих ушей до АС - 3м. Учитывая, что при каждом удвоении удаления от источника звука, звуковое давление уменьшается на 6 дБ, нетрудно вычислить что АС должна выдавать 102 дБ.
Теперь вопрос. Какую мощность нужно подать на этот ГИ с чувствительностью 82дБ/Вт/1м на 45 Гц, чтобы выжать из него 102 дБ на этой же частоте? И будут ли ширики работать не напрягаясь?
Я не против ГИ для басового звена. Но его использование должно быть обосновано и динамики применяться соответствующие. Я давал ссылку на Jamo R 909. 2 динамика тоже считаются ГИ. Но какие там динамики! Fs – 27 Гц, при этом чувствительность за 100 дБ. При заявленной пиковой мощности в 800 Вт, линейный ход должен быть приличным. Обоснование – увеличение чувствительности для борьбы с АКЗ, при работе в ОЯ. Тот же ФНЧ и принцип работы который Вы предложили.
- ФНЧ.gif (1.79 КБ) 3341 просмотр
Моё мнение: хороший 10-12" басовик в соответствующем оформлении, даст лучшие результаты по искажениям, чем 32шт. 5ГДШ, работающие в области ниже резонанса.