Темы в форуме

      Наш youtube        Наш инстаграм     ☝ Сказать спасибо!           Правила форума   




О роли помещения/комнаты в звуковоспроизведении

Ответить
oudio
Пользователь
Сообщения: 23
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 3
Откуда: Kyiv
Аудио система: акустика: самодельная (самая разная), усилители TPA3116, TDA7492 и самодельные

О роли помещения/комнаты в звуковоспроизведении

Сообщение oudio »

Зигфрид Линквиц чуть ли не ключевую роль в своих заметках отводил комнатным отражениям. По его словам, важно не переглушать комнату и вообще никаких специальных акустических штуковин не ставить, комната должна быть "живой", только за слушателем можно приглушить или открыть окно например. За колонками можно и нужно рассеивать но не глушить. По бокам тоже глушить не надо. И никакой проблемы для нашего мозга нет при прослушивании музыки прямой звук легко излвекается из совокупности прямого и отраженного. Потому что когда человек в комнате побудет некоторое время и послушает как в ней звучат реальные голоса, он привыкнет к отражениям и перестанет замечать их, слух адаптируется как глаза адаптируются к разнице в яркости света в помещении и на солнце. Конечно, отражения не должны быть громче чем прямой звук и нужна некоторая задержка, чтобы наш встроенный DSP сработал, по словам Линквица требуется хотя бы 6 мс разницы, а для этого, звук который направлен от акустики назад должен до стены пройти путь хотя бы в метр.
И вот о звуке который идет назад, отражениях и комнате еще один важный момент, это как раз связано со стереотипами: все мы знаем о том длина волны с какого-то момента становится короче чем размер колонки, про то, что вперед у обычной колонки идет больше "верхов", а назад они не могут пробиться из-за направленности (которая усиливается с ростом частоты). Так вот, когда мозг получает прямо звук с более ярким спектром, а отражения приходят мутноватые, с завалом высоких частот, то это для мозга сигнал, что источник звука искусственный и также подсказка: где именно в пространстве находится этот источник звука. Так происходит с обычными колонками. Они назад звук не направляют, звук назад идёт когда размер колонки становится мало значительным по сравнению с размерами звуковых волн.

Предлагаю эксперимент: одну колонку поставить назад, спиной к спине вперед смотрящей колонки. Обеспечить хотя бы метр расстояния до стены. И попробовать поиграть с ручкой баланса. Если резко перекидывать звук с центрального баланса (когда обе колонки передняя и задняя играют одинаково) на переднюю то можно заметить как, например, вокалист из комнаты резко прыгает в колонку и словно приседает, выдавая расположение колонки. Лично я это ощущаю даже с закрытыми глазами. Ну а плавное панорамирование в этом случае работает как регулятор глубины.

Вот этот вот стереотип построения АС, что "колонка должна играть только вперед повернутая на слушателя, а все остальное надо просто заглушить" Линквиц успешно разрушил. Обычные качественные колонки в хорошо заглушенной комнате могут звучать очень достоверно, хай-файно но это будет равносильно наушникам на расстоянии, удовольствия мало, образы быстро меняют свое положение если двигать головой или тем более пройтись по комнате, разница в громкости левого и правого каналов хорошо ощущается если сесть не там где нужно. А вот обратный звук в обычной жилой комнате работает как волшебство, усиливает реальность образов и сцены. Можно сесть со смещением хоть на два метра и сцена не распадётся. Вы продолжаете слышать комнату, но при этом у вас возникает иллюзия, что звуковые события происходят именно в вашей комнате. И при этом такие эффекты в записях как реверберация работают очень неплохо и кажущееся расстояние до источников простирается далеко за пределы стен. (Должно работать и с двумя парами колонок, просто эксперимент доступней в "моно" версии (и, конечно, проще всего обладателям щитов, они давно уже слушают такое звучание, скорее всего, если не переглушили комнату и правильно расставили щиты). Почему "моно" в кавычках потому что сцена всё-таки есть: в стереозаписях с сильным панорамированием можно хорошо ощутить что одни звуки ближе, другие дальше. Интересно было бы послушать четырехканальную запись именно для такой конфигурации). Линквиц в LX521 две колонки спиной к спине не ставил, с помощью щита обошелся одним динамиком на каждую полосу, только твиттер пришлось продублировать на обратной стороне, так как у твиттера закрытый корпус. Да, щит это диполь и можно с двумя колонками получить эффект диполя если одной из них поменять полярность, получим завал на НЧ, но выше описанные эффекты останутся. Не в диполе и не в открытости "ящика" дело. Это лишь еще один стереотип, что "открытый ящик звучит открыто, а закрытый - как ящик" (конечно если есть сильные призвуки корпуса, то это выдаёт колонку, но речь не об этом). Люди почувствовали разницу, но сделали не совсем правильные выводы. В другой, упрощенной системе (LX mini) Линквиц половину частот направил снизу вверх (во все стороны) одним мидбасом + небольшой ШП сверху играет вперед и назад (и там за счёт АКЗ направленность назад чуть слабее что работает лучше в маленьких комнатах).
Еще не мало значения имеет то, как меняется звук если немного повернуть колонку или сдвинуться влево вправо. Это и от динамика зависит и от размеров и формы передней части колонки. Если звучание сильно меняется, это может быть проблемой. В самых плохих случаях даже малейшими движениями головы можно менять окраску звучания, а слуховой аппарат таким низкопробным звуком не обманешь. Трюк с направлением динамиков вверх может помочь, тогда голова (и уши) будет в одной широкой полосе слабо меняющегося АЧХ (поменяется только если сесть/встать). Ну и назад звук с вверх направленным динамиком тоже пойдет, поэтому с созданием иллюзорных образов, по словам послушавших, LX mini справляется почти так же хорошо как и LX521, подтверждая то, что не в щитах и не в открытости дело, а в направлениях звуковых потоков и разнице их спектров.

А по поводу копирования форм, например головы, если так подумать, да, есть разница человек просто говорит или говорит в доску с дыркой, звучание меняется. У не слишком мордатого человека имеется баффл степ, спад примерно от 1500Гц вниз до 500Гц на -6дБ. Но это не значит, что можно записать голос и воспроизвести его из рта манекена и получить тот же звук, потому что микрофон записывает голос УЖЕ с влиянием "лицевого" баффл-степа. Поэтому при воспроизведении достаточно исправить баффл-степ колонки (если он измеряется).
oudio
Пользователь
Сообщения: 23
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 3
Откуда: Kyiv
Аудио система: акустика: самодельная (самая разная), усилители TPA3116, TDA7492 и самодельные

Re: О роли помещения/комнаты в звуковоспроизведении

Сообщение oudio »

Так вот, по словам, Линквица комнату и не надо никак специально оборудовать, особенно если слушать "диполь". То есть этой проблемы не существует. Туда, где мало места годятся pluto/lx mini которые предельно маленькую площадь занимают. Конечно, если вас что-то вынудило жить в комнате с пустыми стенами и матрасом на полу, то надо что-то думать, но выход можно найти (я бы коробок наставил за колонками, а за собой "стойку для фона" со шторкой, можно и самодельную из швабр. Швабры расставить по стенам и одежду на них вешать свою. Всяческие акустические поглощающие/рассеивающие панели это для тех кто ищет решение в лоб и кого не пугает цена. Там главное не перестараться.
Lektor
Ветеран движения
Сообщения: 1939
Стаж: 5 лет 1 месяц
Репутация: 115
Откуда: Александрия, Украина

Re: О роли помещения/комнаты в звуковоспроизведении

Сообщение Lektor »

Если комната с одним матрасом, то нефиг думать про акустику))) нужно покупать мебель и начинать жить как человек))) Из сотни швабр можно кровать смастерить. Это если на необитаемом острове только швабры растут)))
Хотя суть мысли мне понятна. Согласен.
V63s
Почетный пользователь
Сообщения: 132
Стаж: 3 года
Репутация: 18
Откуда: РБ
Аудио система: Амфитон, Topping TP22 (ta2050), tpa3116d2, TPA3221, S90, рупорная акустика

Re: О роли помещения/комнаты в звуковоспроизведении

Сообщение V63s »

Это наше "совдеповское" мышление, или наш стиль жизни. Вспомните "Собачье сердце", где у профессора Преображенского прихожая, приемная, операционная, столовая и т. д., и в цивилизованных странах некоторые так живут. А нам приходится использовать три в одном зал-спальня-мастерская :lol:
Lektor
Ветеран движения
Сообщения: 1939
Стаж: 5 лет 1 месяц
Репутация: 115
Откуда: Александрия, Украина

Re: О роли помещения/комнаты в звуковоспроизведении

Сообщение Lektor »

Ну если мыслить мерками профессора, то причем тут швабры? Покупаем специализированный материал и создаем комнату для прослушки.
XIAN
Гуру АС
Сообщения: 772
Стаж: 3 года 2 месяца
Репутация: 329
Откуда: Киев
Аудио система: DIY

Re: О роли помещения/комнаты в звуковоспроизведении

Сообщение XIAN »

oudio писал(а): 07 сен 2021, 02:03 Так вот, по словам, Линквица комнату и не надо никак специально оборудовать, особенно если слушать "диполь". То есть этой проблемы не существует. Туда, где мало места годятся pluto/lx mini которые предельно маленькую площадь занимают. Конечно, если вас что-то вынудило жить в комнате с пустыми стенами и матрасом на полу, то надо что-то думать, но выход можно найти (я бы коробок наставил за колонками, а за собой "стойку для фона" со шторкой, можно и самодельную из швабр. Швабры расставить по стенам и одежду на них вешать свою. Всяческие акустические поглощающие/рассеивающие панели это для тех кто ищет решение в лоб и кого не пугает цена. Там главное не перестараться.
Пересквз ваш получился, даже, не близко к тексту. Заинтересованным, лучше почитать оригинал https://www.linkwitzlab.com/rooms.htm.
У Линквица написано, что для коррекции акустики помещения, не обязательно использовать специальные материаллы и конструкции. А "специально оборудуете" вы помещение заводским рассеивателем/поглотителем, или большим цветком в горшке/книжной полкой, сути дела не меняет.
Так же приведены значения rt60(спорная метрика для малых помещений) 500-600мс, что не сильно расходится с общепринятыми 250-500. Т.К. 250мс обычно приняты для ДК и многоканальных сетапов, а 500мм для стерео и акустической музыки с большим количеством "пространства".
6мс приведены, как конкретное значение для размещения в помещении системы Pluto, для Orion рекомендация больше. Если мне не изменяет память, оптимальное время прихода первичных отражений, к слушателю - 25мс, вероятно недостижимо в малых помещениях.
Что касается, практичности, использования щитов, в принципе. Та же lx521 по рекомендациям имеющая минимальную оптимальную площадь установки 25м2, по отзывам, не имеет достаточной динамики, для объемных помещений. В принципе, учитывая стандарт ЗД 85дБ+20дБ хедрум, в точке прослушивания, необходимые площадь и смещения динамиков, а так же количество мощности, для примемения коррекции, будут непозволительными, для большинства.
Так же, бытует миф, что акустическая система должна передавать звучание "живых инструментов". На самом деле, поскольку в АС, мы отправляем запись, то непосредственной обязанностью АС, есть наиболее точная передача, того что в этой записи, будь то прямогульный импульс, или запись виолончели.
Второе заблуждение, это то, что музыканты хотят передать звук живых инструментов, как они его слыша. На самом деле за прием финального звука отвечает продюссер. Музыканты, часто, вообще не являются "аудиофилами" и качество звука их интересует далеко не в первую очередь. Так же, у мужыкантов от сценической работы может возникать деградация слуха, классический пример, группа Metallica http://metallica.org.ua/20150303/lars-u ... -navsegda/.
Так вот, финальный результат, при производстве записи, получают в студии мастеринга. Удачи вам найти щиты в таковой. Так, что использование щитов, сложно назвать панацеей, не более чем, один из наборов взаимоисключающих требований, как и любая система звуковоспроизведения. А если нужно быть true to the source и воспроизвести задумку "музыкантов" то стройте "мастеринговую студию" дома), правда способ тоже не идеальный, в музыкальной индустрии нет стандартов на такие системы и максимум можно попытаться скопировать помещение любимого лейбла) И не забывайте что работа в таких помещениях ведется на достаточно высоком уровне громкости, для учета кривых Флетчера-Менсона и делая например тише, вы искажаете сигнал и уже не можете слышать то, что было в студии.
Так же, по поводу живого звука. Электронная музыка и любая другая требующая звукоусиления воспроизводится практически исключительно через "ящики", будь то ЗЯ, фазоинвертор, четвертьволновик или подобные. В сценической работе могут применяться например гитарные кабинеты с открытой задней стенкой, но звук от него вы будете слышать, все равно, в основном, через порталы, которые будут точно не дипольными.
Ответить

Вернуться в «Акустические системы»