Темы в форуме
Новые сообщения
-
12-сен Мобильный ЦАП с усилителем для наушников Khadas Tea Pro
-
01-сен Звуковая карта Fosi Audio K7 HiFi DAC с усилителем для наушников
-
14-авг Чем меньше ЦАП, тем хуже звук?
-
13-авг Tiny Riaa
-
10-авг Теплый ламповый ЦАП
-
09-авг Мультибитный ЦАП на древнем PCM56P
-
03-авг ЦАП с усилителем для наушников SMSL LIN.LIN.LIN DS200
-
19-июл подыскиваю проигрыватель занедорого
-
09-июл Сетевой аудиоцентр на Raspberry Pi 3B+
-
07-июл SMSL C200Pro - ЦАП с усилителем для наушников
-
12-май Усилитель для наушников AIYIMA аудио A5 Max ES9038K2M
-
10-май ЦАП Fosi Audio ZD3 на ES9039Q2M
-
09-май Выбор ЦАП до 500$
-
04-май Есть ли новое интернет радио?
-
04-май ЦАП Tempotec March m3
Новые темы
-
09-сен Мобильный ЦАП с усилителем для наушников Khadas Tea Pro
-
29-июл ЦАП с усилителем для наушников SMSL LIN.LIN.LIN DS200
-
19-июл Мультибитный ЦАП на древнем PCM56P
-
19-июл подыскиваю проигрыватель занедорого
-
16-май Чем меньше ЦАП, тем хуже звук?
-
12-май SMSL C200Pro - ЦАП с усилителем для наушников
-
08-май ЦАП Fosi Audio ZD3 на ES9039Q2M
-
03-май ЦАП Tempotec March m3
-
27-апр Фонокорректор Fosi Audio BOX X5 за 100$
-
23-апр Tiny Riaa
-
23-апр USB DAC для телефону
-
17-апр Звуковая карта Fosi Audio K7 HiFi DAC с усилителем для наушников
-
04-мар Выбор ЦАП до 500$
-
21-фев Теплый ламповый ЦАП
-
15-фев Американский ЦАП Schiit Modius за 229$
Наш youtube
Наш инстаграм
☝ Сказать спасибо!
Правила форума
Теплый ламповый ЦАП
-
- Почетный пользователь
- Сообщения: 159
- Стаж: 2 года 7 месяцев
- Репутация: 39
- Откуда: Под Киевом
- Аудио система: В процессе становления...
Теплый ламповый ЦАП
Данный проэкт возник в результате желания придать чисто цифровому устройству благородное ламповое звучание. А может просто захотелось сделать что-то неизбитое. Чип АД1865 был куплен давно, желание собрать на нем ЦАП появилось еще раньше... Вдруг кто не знает, это старинный мультибитный 18-битный цап с I/U выходом который когда-то позиционировался как один из топовых. Опыта и знаний в цапостроении не было совсем, но это не остановило))) В итоге цап заработал несмотря на несколько моих попыток его замучить. Некоторое время слушал его в выхлопом на операционных усилителях, звук нравился но хотелось чего-то... Ламповый усилитель есть, а лампового цапа нету. Непорядок. Почитал кто что ваяет, сначала попробовал ламповый каскад с трансформаторным выходом. Токовый выход цапа нагружен на резистор ПТМН 56ом, и в сетку лампы. В аноде лампы- транс. Намотал бифиллярные трансформаторы 1:1 на железе ШЛ 8 квадрат. Первичка 0,25, вторичка ПЭЛШО 0,12. 3600витков виток к витку с межслойной изоляцией. В итоге время силы и медь потрачены зря, выходное сопротивление каскада оказалось слишком высоким. Может с РГ усилителя килоом в 100 было бы нормально, но с моим регулятором громкости 10 кОм звук показался «зажатым». Пробовал каскад с дроссельной нагрузкой, в итоге остановился на обычном резистивном каскаде и для снижения выходного сопротивления добавил катодный повторитель на выходе. Выходной ток АД1865 по даташиту 1ма, на 56омах будет 56мв. Если усиление примерно 50, на выходе будет 2,8 амплитудного. В конце концов остановился на 6ж52п и 6н1п-ев, режимы взял уже рассчитанные из схемы фонокорректора на EF86+EL184+ECC82, предоставленной нашим добрейшим модератором Дмитрием на родственном ресурсе:https://audioportal.info/forum/viewtopic.php?f=6&t=2169 . За что ему огромная благодарность.
В итоге все получилось, Попутно немного «укоротил» цифровой тракт- сначала стоял приемник CS8416 + преобразователь форматов SRC4192 и собственно чип AD1865. Поставил CS8414 который сразу выдает 18-битный RJ для АД-шки. Правда 8414 поддерживает только 96Кгц, но у меня большинство флаков в 44,1.
Корпус еще не закончен, пока так. Лампа катодного повторителя горизонтально потому что пробовал в качестве КП 6н6п (с изменением номинала катодного резистора) вертикально она не влазила. В спектре вторая гармоника получилась уж слишком высокая. В итоге вернул обратно 6н1п.
Вот спектр. Когда стоял выхлоп на ОУ спектр был практически такой-же, только вторая гармошка была ниже третьей. Ну и стало интересно сравнить звучание этого цапа с другим на ES9018k2, тоже самодельным на основе китайской платки + навороченный выхлоп. Вот его спектр. Вот спектр карты которой меряю. В следующей серии )))
В итоге все получилось, Попутно немного «укоротил» цифровой тракт- сначала стоял приемник CS8416 + преобразователь форматов SRC4192 и собственно чип AD1865. Поставил CS8414 который сразу выдает 18-битный RJ для АД-шки. Правда 8414 поддерживает только 96Кгц, но у меня большинство флаков в 44,1.
Корпус еще не закончен, пока так. Лампа катодного повторителя горизонтально потому что пробовал в качестве КП 6н6п (с изменением номинала катодного резистора) вертикально она не влазила. В спектре вторая гармоника получилась уж слишком высокая. В итоге вернул обратно 6н1п.
Вот спектр. Когда стоял выхлоп на ОУ спектр был практически такой-же, только вторая гармошка была ниже третьей. Ну и стало интересно сравнить звучание этого цапа с другим на ES9018k2, тоже самодельным на основе китайской платки + навороченный выхлоп. Вот его спектр. Вот спектр карты которой меряю. В следующей серии )))
Последний раз редактировалось iguana64 21 фев 2025, 21:59, всего редактировалось 1 раз.
-
- Почетный пользователь
- Сообщения: 159
- Стаж: 2 года 7 месяцев
- Репутация: 39
- Откуда: Под Киевом
- Аудио система: В процессе становления...
Re: Теплый ламповый ЦАП
Вторая серия: спектр карты которой меряю
.
Вот пока и все, теперь нужно разобрать макет, подварить кое-где каркас и снова собрать. И заказать верхнюю и нижнюю крышки. Конструкция интересная, пусть будет в коллекции.
Так вот для таких сравнений собрал я себе устройство которое имеет входной коммутатор на три входа, регулятор громкости Никитина и коммутатор на три выхода. Один выход прямой на RCA, а два других через фильтры для биампинга- нч секция общая для двух выходов: активный фильтр 2-го порядка + сумматор и на каждый из выходов свой фильтр на сч-вч. И еще после регулятора громкости АЦП с выходом СПДИФ на САБ. Так вот, два ноута с Фубаром каждый в свой цап, переключение пультом. Одни и те-же композиции, запускаются одновременно. Слушал много, разницы не выслушал. Видимо аппаратура еще не дотягивает до ХИ-ЭНДА. А может уши виноваты. Но есть и положительный момент- ламповый цап не оказался хуже 
Вот пока и все, теперь нужно разобрать макет, подварить кое-где каркас и снова собрать. И заказать верхнюю и нижнюю крышки. Конструкция интересная, пусть будет в коллекции.
-
- Магистр электроники
- Сообщения: 1356
- Стаж: 2 года 4 месяца
- Репутация: 425
- Откуда: Ukraine
- Аудио система: Цифраактив
Re: Теплый ламповый ЦАП
Было дело я ради интереса сделал имитатор ламповых искажений в DSP, его особенность в том, что я мог менять уровень искажений внешним потенциометром от 0,003% до 10%.
Так вот, я однозначно точно не слышу искажения 0,5% когда вторая гармоника преобладает над нечётными, я это к тому что услышать ваши 0,03% от лампы это весьма не травильная задача.
Кстати, пики с лева и справа от основного тона на FFT это чистой воды джитер. Что то вы перемудрили с тактированием в ЦАПе.
- lgedmitry
- Гуру электроники☆☆☆☆
- Сообщения: 1504
- Стаж: 6 лет 2 месяца
- Репутация: 262
- Откуда: Рыбинск
- Аудио система: Самоделки на MA12070, MA12070P, Heybrook HB3, Wharfedale Diamond 12.2
Re: Теплый ламповый ЦАП
там ровно по 100Герц между пиками. Может не джиттер?
-
- Магистр электроники
- Сообщения: 1356
- Стаж: 2 года 4 месяца
- Репутация: 425
- Откуда: Ukraine
- Аудио система: Цифраактив
Re: Теплый ламповый ЦАП
Может и недофильтрованное питание опорного источника ЭДС для ЦАПа....
- Justas*
- Гуру электроники☆☆☆☆
- Сообщения: 2197
- Стаж: 3 года 11 месяцев
- Репутация: 1229
- Откуда: Украина
- Аудио система: viewtopic.php?p=17721#p17721
Re: Теплый ламповый ЦАП
Интермодуляция. Окно IMD при измерении THD, не информативно.
Вот картинка IMD при подаче 7 + 8 кГц на сверх поганый усилитель
Вот картинка IMD при подаче 7 + 8 кГц на сверх поганый усилитель
-
- Почетный пользователь
- Сообщения: 159
- Стаж: 2 года 7 месяцев
- Репутация: 39
- Откуда: Под Киевом
- Аудио система: В процессе становления...
Re: Теплый ламповый ЦАП
Если поможете ее убрать или хотя бы уменьшить, буду очень благодарен. Сам не могу понять откуда берется лес этих помех. Эти помехи видны и у АД1865 и у ЕС9018. Иногда появляется в р-не 18-20кГц како-т о звон, плавающий по частоте и амплитуде. Думал лампы звенят, но бывает и в "каменных" конструкциях. Моя измерительная карта это какой-то 5-канальный Саундбластер, приделал ему железный корпус и линейный БП. Он поддерживает только 48/96кГц. Может это он "гадит" при пересчете? Я при измерениях всегда ставлю 48 или 96.
- Justas*
- Гуру электроники☆☆☆☆
- Сообщения: 2197
- Стаж: 3 года 11 месяцев
- Репутация: 1229
- Откуда: Украина
- Аудио система: viewtopic.php?p=17721#p17721
Re: Теплый ламповый ЦАП
Не похоже. При измерении OUT > IN такого не наблюдается.
Тут правильно заметили, дискретность 100 Гц. Ищите проблему в питании и резводке земли. В соединительных кабелях.
-
- Почетный пользователь
- Сообщения: 159
- Стаж: 2 года 7 месяцев
- Репутация: 39
- Откуда: Под Киевом
- Аудио система: В процессе становления...
Re: Теплый ламповый ЦАП
Благодарю. Будем искать 

-
- Пользователь
- Сообщения: 30
- Стаж: 3 года 9 месяцев
- Репутация: 7
- Откуда: Херсон
- Аудио система: ATDAC 8A - HA Overture - Beyer Amiron Home
Re: Теплый ламповый ЦАП
не допускайте перегруза ЗК по входу
-
- Почетный пользователь
- Сообщения: 159
- Стаж: 2 года 7 месяцев
- Репутация: 39
- Откуда: Под Киевом
- Аудио система: В процессе становления...
Re: Теплый ламповый ЦАП
Вообще это еще не перегруз, НО постараюсь 

-
- Пользователь
- Сообщения: 30
- Стаж: 3 года 9 месяцев
- Репутация: 7
- Откуда: Херсон
- Аудио система: ATDAC 8A - HA Overture - Beyer Amiron Home
Re: Теплый ламповый ЦАП
звуковые не любят выше 2 В РМС или около того на входе
думаю оптимально для вашей ЗК - около 1 В РМС
думаю оптимально для вашей ЗК - около 1 В РМС
-
- Почетный пользователь
- Сообщения: 159
- Стаж: 2 года 7 месяцев
- Репутация: 39
- Откуда: Под Киевом
- Аудио система: В процессе становления...
Re: Теплый ламповый ЦАП
В связи с возникшим интересом к схеме лампового выхлопа с разрешения автора исходной схемы Дмитрия LinuxManiac выкладываю ее в своей теме.
https://audioportal.info/forum/viewtopic.php?f=6&t=2169
Я использовал усилительную часть схемы EF184+КП ECC82. Сеточный резистор он же преобразователь I/U- 56ом (вместо 680кОм в авторской схеме). И сигнал Iout с микросхемы Цапа в сетку EF184. Только я использовал вместо указанных в схеме ламп их отечественные аналоги.
ссылка на соответствующую тему на форуме: Я использовал усилительную часть схемы EF184+КП ECC82. Сеточный резистор он же преобразователь I/U- 56ом (вместо 680кОм в авторской схеме). И сигнал Iout с микросхемы Цапа в сетку EF184. Только я использовал вместо указанных в схеме ламп их отечественные аналоги.
-
- Пользователь
- Сообщения: 13
- Стаж: 2 года 8 месяцев
- Репутация: 4
- Откуда: Дніпро
- Аудио система: CD Denon DCD-520, Thorens TD 105, Kora 3T, DAC AH-D6 (АК4490), Amp Vasilich-AMP-5, SE 6Н23П+6П18П, полочники на SB Acoustics SB13PFC25+SB26STCN, SB Acoustics SB17NBAC+ Vifa XT25TG30, Mark Audio CHR-70 + какой-то китайчик.
-
- Почетный пользователь
- Сообщения: 159
- Стаж: 2 года 7 месяцев
- Репутация: 39
- Откуда: Под Киевом
- Аудио система: В процессе становления...
Re: Теплый ламповый ЦАП
Благодарю. Режимы примерно такие. THD показало немного меньше
-
- Пользователь
- Сообщения: 13
- Стаж: 2 года 8 месяцев
- Репутация: 4
- Откуда: Дніпро
- Аудио система: CD Denon DCD-520, Thorens TD 105, Kora 3T, DAC AH-D6 (АК4490), Amp Vasilich-AMP-5, SE 6Н23П+6П18П, полочники на SB Acoustics SB13PFC25+SB26STCN, SB Acoustics SB17NBAC+ Vifa XT25TG30, Mark Audio CHR-70 + какой-то китайчик.
Re: Теплый ламповый ЦАП
Такое качество моделей ламп. Если поставить на вход EF86, то симулятор вообще показывает 0,006% THD ))) Тема интересная
-
- Пользователь
- Сообщения: 13
- Стаж: 2 года 8 месяцев
- Репутация: 4
- Откуда: Дніпро
- Аудио система: CD Denon DCD-520, Thorens TD 105, Kora 3T, DAC AH-D6 (АК4490), Amp Vasilich-AMP-5, SE 6Н23П+6П18П, полочники на SB Acoustics SB13PFC25+SB26STCN, SB Acoustics SB17NBAC+ Vifa XT25TG30, Mark Audio CHR-70 + какой-то китайчик.
-
- Почетный пользователь
- Сообщения: 159
- Стаж: 2 года 7 месяцев
- Репутация: 39
- Откуда: Под Киевом
- Аудио система: В процессе становления...
Re: Теплый ламповый ЦАП
Благодарю. Как руки дойдут обязательно попробую. Если в триоде усиление меньше чем ef184 плохо (
-
- Пользователь
- Сообщения: 13
- Стаж: 2 года 8 месяцев
- Репутация: 4
- Откуда: Дніпро
- Аудио система: CD Denon DCD-520, Thorens TD 105, Kora 3T, DAC AH-D6 (АК4490), Amp Vasilich-AMP-5, SE 6Н23П+6П18П, полочники на SB Acoustics SB13PFC25+SB26STCN, SB Acoustics SB17NBAC+ Vifa XT25TG30, Mark Audio CHR-70 + какой-то китайчик.
Re: Теплый ламповый ЦАП
Можно I/U резистор увеличить до 72 ом, тепловой шум возрастет на 13%, но не думаю, что он в целом станет выше шума ламп, чуть подрастут искажения, но в любом случае режим придется подбирать под конкретные лампы и имеющееся напряжение питания.
П.С. тут мне майкрософт копайлот посчитал:
Тепловой шум резистора 56 Ом в полосе до 20 кГц при 24 °C составляет примерно 42.8 нВ RMS - это примерно
Тепловой шум резистора 72 Ом в полосе до 20 кГц при 24 °C составляет примерно 48.6 нВ RMS.
Сравнение:
| Резистор | Сигнал (мВ) | Шум (нВ RMS) | SNR (дБ) |
| 56 Ом | 56 мВ | 42.8 нВ | 122.4 дБ |
| 72 Ом | 72 мВ | 48.6 нВ | 123.4 дБ |
а, 56 и 72 это пиковые, соответственно 39,7 и 51,1 mV RMS
Сравнение:
| Резистор | Сигнал (мВ) | Шум (нВ RMS) | SNR (дБ) |
| 56 Ом | 39.7 мВ | 42.8 нВ | 119.3 дБ |
| 72 Ом | 51.1 мВ | 48.6 нВ | 120.5 дБ |
Чуть похуже, но для лампы вообще не имеет значения - там дай бог 70-80дБ получить
П.С. тут мне майкрософт копайлот посчитал:
Тепловой шум резистора 56 Ом в полосе до 20 кГц при 24 °C составляет примерно 42.8 нВ RMS - это примерно
Тепловой шум резистора 72 Ом в полосе до 20 кГц при 24 °C составляет примерно 48.6 нВ RMS.
Сравнение:
| Резистор | Сигнал (мВ) | Шум (нВ RMS) | SNR (дБ) |
| 56 Ом | 56 мВ | 42.8 нВ | 122.4 дБ |
| 72 Ом | 72 мВ | 48.6 нВ | 123.4 дБ |
а, 56 и 72 это пиковые, соответственно 39,7 и 51,1 mV RMS
Сравнение:
| Резистор | Сигнал (мВ) | Шум (нВ RMS) | SNR (дБ) |
| 56 Ом | 39.7 мВ | 42.8 нВ | 119.3 дБ |
| 72 Ом | 51.1 мВ | 48.6 нВ | 120.5 дБ |
Чуть похуже, но для лампы вообще не имеет значения - там дай бог 70-80дБ получить
-
- Почетный пользователь
- Сообщения: 159
- Стаж: 2 года 7 месяцев
- Репутация: 39
- Откуда: Под Киевом
- Аудио система: В процессе становления...
Re: Теплый ламповый ЦАП
Та я наоборот думал применить лампу с большим Кус чтобы уменьшить резистор i/u. А по расчетам теплового шума интересная информация, благодарю. Когда -то хотел применить 6ж43п с бифилярными трансформаторами на выхлоп. Но не хотелось увеличивать i/u резистор. Теперь попробую 

-
- Пользователь
- Сообщения: 13
- Стаж: 2 года 8 месяцев
- Репутация: 4
- Откуда: Дніпро
- Аудио система: CD Denon DCD-520, Thorens TD 105, Kora 3T, DAC AH-D6 (АК4490), Amp Vasilich-AMP-5, SE 6Н23П+6П18П, полочники на SB Acoustics SB13PFC25+SB26STCN, SB Acoustics SB17NBAC+ Vifa XT25TG30, Mark Audio CHR-70 + какой-то китайчик.
Re: Теплый ламповый ЦАП
Вот спросил у Грока
Выбор резисторов для преобразователя тока в напряжение (I/V-конвертера) в аудио ЦАП (цифро-аналоговом преобразователе) критически важен, чтобы минимизировать недостатки, такие как шум, нелинейность и температурная нестабильность. Ниже приведены рекомендации по выбору резисторов, включая их тип, характеристики и примеры, с учетом требований аудио высокого качества.
### Основные требования к резисторам для I/V-преобразователя в аудио ЦАП:
1. **Тип резистора**:
- **Тонкопленочные (Thin Film) или металлопленочные (Metal Film) резисторы**:
- Эти резисторы обеспечивают низкий уровень шума, высокую линейность и точность. Они предпочтительны для аудиоприменений благодаря минимальным искажениям и стабильности.
- Примеры: Vishay Dale CMF, Vishay Beyschlag MMA0204, Susumu RG.
- **Фольговые резисторы (Foil Resistors)**:
- Это премиум-вариант с чрезвычайно низким температурным коэффициентом (TCR) и превосходной линейностью. Они используются в высококачественных аудиосистемах.
- Примеры: Vishay Z-Foil, Texas Instruments VPG Foil.
- **Избегайте**:
- Углеродистые (Carbon Composition) или толстопленочные (Thick Film) резисторы, так как они имеют высокий уровень шума, нелинейность и плохую температурную стабильность.
2. **Температурный коэффициент сопротивления (TCR)**:
- Выбирайте резисторы с **низким TCR**, предпочтительно **±5 ppm/°C или ниже** (для фольговых резисторов) или **±25 ppm/°C** (для качественных тонкопленочных). Это минимизирует изменение сопротивления при нагреве, что важно для стабильности аудиосигнала.
- Высокий TCR (например, ±100 ppm/°C) может привести к дрейфу параметров и искажениям.
3. **Точность (допуск)**:
- Используйте резисторы с допуском **0.1% или лучше** (например, 0.05% для высокоточных систем). Это обеспечивает точное соответствие номиналу и минимизирует разброс в стереоканалах, что важно для баланса звука.
- Примеры: Vishay Precision Group с допуском 0.01%.
4. **Уровень шума**:
- Тонкопленочные и фольговые резисторы имеют низкий уровень теплового шума. Выбирайте компоненты с низким коэффициентом шума (например, <0.1 µV/V для тонкопленочных).
- Шум резистора пропорционален его сопротивлению (\( V_n = \sqrt{4kTR\Delta f} \)), поэтому старайтесь использовать минимально возможное сопротивление, совместимое с требованиями ЦАП.
5. **Мощность**:
- Выбирайте резисторы с запасом по мощности, чтобы избежать нагрева. Для большинства I/V-преобразователей достаточно резисторов мощностью **0.25–0.5 Вт**, но для высокоточных систем могут потребоваться резисторы на 1 Вт.
- Убедитесь, что мощность рассеяния (\( P = I^2R \)) не превышает номинальную мощность резистора. Например, для тока ЦАП 2 мА и сопротивления 1 кОм мощность составит \( P = (0.002)^2 \cdot 1000 = 0.004 \, \text{Вт} \), что подходит для резисторов 0.25 Вт.
6. **Паразитные параметры**:
- Выбирайте резисторы с **низкой паразитной емкостью и индуктивностью**, чтобы минимизировать влияние на частотную характеристику. Это особенно важно для ЦАП с высокой частотой дискретизации (например, 192 кГц или выше).
- Тонкопленочные резисторы в SMD-корпусах (например, 0603 или 0805) обычно имеют лучшие паразитные характеристики, чем выводные резисторы.
7. **Сопротивление**:
- Значение сопротивления зависит от выходного тока ЦАП и желаемого выходного напряжения (\( V = I \cdot R \)). Типичные значения для I/V-преобразователей в аудио ЦАП находятся в диапазоне **100 Ом – 10 кОм**.
- Слишком большое сопротивление увеличивает шум и ограничивает динамический диапазон, а слишком малое снижает амплитуду сигнала. Например, для ЦАП с выходным током 2 мА и целевым напряжением 2 В потребуется резистор \( R = V/I = 2/0.002 = 1 \, \text{кОм} \).
- Проверьте спецификации ЦАП (например, ESS Sabre, AKM, Burr-Brown), чтобы выбрать оптимальное значение.
### Рекомендуемые модели резисторов:
- **Vishay Dale CMF55** (тонкопленочные, ±0.1%, TCR ±25 ppm/°C, низкий шум).
- **Vishay Z-Foil (Vishay Precision Group)** (фольговые, ±0.005%, TCR ±0.2 ppm/°C, для high-end аудио).
- **Susumu RG Series** (SMD, тонкопленочные, ±0.1%, TCR ±10 ppm/°C, отличны для компактных схем).
- **Panasonic ERA Series** (SMD, тонкопленочные, ±0.1%, TCR ±25 ppm/°C, доступная цена).
- **Caddock MP Series** (высокоточные, низкий шум, для аудиофильских систем).
### Дополнительные рекомендации:
- **Согласование каналов**: Для стерео ЦАП используйте резисторы с одинаковыми характеристиками для левого и правого каналов, чтобы избежать дисбаланса. Резисторы с допуском 0.01% или парное согласование (matched pairs) идеальны.
- **Монтаж**: Если используете SMD-резисторы, обратите внимание на качество пайки, чтобы избежать дополнительных шумов и паразитных эффектов. Для выводных резисторов минимизируйте длину выводов.
- **Схемотехника**: Рассмотрите использование активных I/V-преобразователей (на операционных усилителях, таких как OPA1612 или AD797) вместо резисторов, если требуется максимальная точность и низкий уровень шума.
- **Тестирование**: После выбора резисторов измерьте THD (гармонические искажения) и SNR (соотношение сигнал/шум) вашей схемы, чтобы убедиться в правильности выбора.
### Итог:
Для I/V-преобразователя в аудио ЦАП используйте **тонкопленочные или фольговые резисторы** с допуском **±0.1% или лучше**, TCR **±5–25 ppm/°C**, низким уровнем шума и подходящей мощностью (0.25–1 Вт). Оптимальное сопротивление зависит от спецификаций ЦАП, но обычно находится в диапазоне 100 Ом – 10 кОм. Рекомендуемые бренды: Vishay, Susumu, Caddock. Для high-end систем рассмотрите фольговые резисторы (например, Vishay Z-Foil) или активные схемы для минимизации недостатков резисторов.
Если у вас есть конкретная модель ЦАП (например, ESS ES9038, AK4499) или схема, уточните, и я помогу подобрать резистор более точно!
Выбор резисторов для преобразователя тока в напряжение (I/V-конвертера) в аудио ЦАП (цифро-аналоговом преобразователе) критически важен, чтобы минимизировать недостатки, такие как шум, нелинейность и температурная нестабильность. Ниже приведены рекомендации по выбору резисторов, включая их тип, характеристики и примеры, с учетом требований аудио высокого качества.
### Основные требования к резисторам для I/V-преобразователя в аудио ЦАП:
1. **Тип резистора**:
- **Тонкопленочные (Thin Film) или металлопленочные (Metal Film) резисторы**:
- Эти резисторы обеспечивают низкий уровень шума, высокую линейность и точность. Они предпочтительны для аудиоприменений благодаря минимальным искажениям и стабильности.
- Примеры: Vishay Dale CMF, Vishay Beyschlag MMA0204, Susumu RG.
- **Фольговые резисторы (Foil Resistors)**:
- Это премиум-вариант с чрезвычайно низким температурным коэффициентом (TCR) и превосходной линейностью. Они используются в высококачественных аудиосистемах.
- Примеры: Vishay Z-Foil, Texas Instruments VPG Foil.
- **Избегайте**:
- Углеродистые (Carbon Composition) или толстопленочные (Thick Film) резисторы, так как они имеют высокий уровень шума, нелинейность и плохую температурную стабильность.
2. **Температурный коэффициент сопротивления (TCR)**:
- Выбирайте резисторы с **низким TCR**, предпочтительно **±5 ppm/°C или ниже** (для фольговых резисторов) или **±25 ppm/°C** (для качественных тонкопленочных). Это минимизирует изменение сопротивления при нагреве, что важно для стабильности аудиосигнала.
- Высокий TCR (например, ±100 ppm/°C) может привести к дрейфу параметров и искажениям.
3. **Точность (допуск)**:
- Используйте резисторы с допуском **0.1% или лучше** (например, 0.05% для высокоточных систем). Это обеспечивает точное соответствие номиналу и минимизирует разброс в стереоканалах, что важно для баланса звука.
- Примеры: Vishay Precision Group с допуском 0.01%.
4. **Уровень шума**:
- Тонкопленочные и фольговые резисторы имеют низкий уровень теплового шума. Выбирайте компоненты с низким коэффициентом шума (например, <0.1 µV/V для тонкопленочных).
- Шум резистора пропорционален его сопротивлению (\( V_n = \sqrt{4kTR\Delta f} \)), поэтому старайтесь использовать минимально возможное сопротивление, совместимое с требованиями ЦАП.
5. **Мощность**:
- Выбирайте резисторы с запасом по мощности, чтобы избежать нагрева. Для большинства I/V-преобразователей достаточно резисторов мощностью **0.25–0.5 Вт**, но для высокоточных систем могут потребоваться резисторы на 1 Вт.
- Убедитесь, что мощность рассеяния (\( P = I^2R \)) не превышает номинальную мощность резистора. Например, для тока ЦАП 2 мА и сопротивления 1 кОм мощность составит \( P = (0.002)^2 \cdot 1000 = 0.004 \, \text{Вт} \), что подходит для резисторов 0.25 Вт.
6. **Паразитные параметры**:
- Выбирайте резисторы с **низкой паразитной емкостью и индуктивностью**, чтобы минимизировать влияние на частотную характеристику. Это особенно важно для ЦАП с высокой частотой дискретизации (например, 192 кГц или выше).
- Тонкопленочные резисторы в SMD-корпусах (например, 0603 или 0805) обычно имеют лучшие паразитные характеристики, чем выводные резисторы.
7. **Сопротивление**:
- Значение сопротивления зависит от выходного тока ЦАП и желаемого выходного напряжения (\( V = I \cdot R \)). Типичные значения для I/V-преобразователей в аудио ЦАП находятся в диапазоне **100 Ом – 10 кОм**.
- Слишком большое сопротивление увеличивает шум и ограничивает динамический диапазон, а слишком малое снижает амплитуду сигнала. Например, для ЦАП с выходным током 2 мА и целевым напряжением 2 В потребуется резистор \( R = V/I = 2/0.002 = 1 \, \text{кОм} \).
- Проверьте спецификации ЦАП (например, ESS Sabre, AKM, Burr-Brown), чтобы выбрать оптимальное значение.
### Рекомендуемые модели резисторов:
- **Vishay Dale CMF55** (тонкопленочные, ±0.1%, TCR ±25 ppm/°C, низкий шум).
- **Vishay Z-Foil (Vishay Precision Group)** (фольговые, ±0.005%, TCR ±0.2 ppm/°C, для high-end аудио).
- **Susumu RG Series** (SMD, тонкопленочные, ±0.1%, TCR ±10 ppm/°C, отличны для компактных схем).
- **Panasonic ERA Series** (SMD, тонкопленочные, ±0.1%, TCR ±25 ppm/°C, доступная цена).
- **Caddock MP Series** (высокоточные, низкий шум, для аудиофильских систем).
### Дополнительные рекомендации:
- **Согласование каналов**: Для стерео ЦАП используйте резисторы с одинаковыми характеристиками для левого и правого каналов, чтобы избежать дисбаланса. Резисторы с допуском 0.01% или парное согласование (matched pairs) идеальны.
- **Монтаж**: Если используете SMD-резисторы, обратите внимание на качество пайки, чтобы избежать дополнительных шумов и паразитных эффектов. Для выводных резисторов минимизируйте длину выводов.
- **Схемотехника**: Рассмотрите использование активных I/V-преобразователей (на операционных усилителях, таких как OPA1612 или AD797) вместо резисторов, если требуется максимальная точность и низкий уровень шума.
- **Тестирование**: После выбора резисторов измерьте THD (гармонические искажения) и SNR (соотношение сигнал/шум) вашей схемы, чтобы убедиться в правильности выбора.
### Итог:
Для I/V-преобразователя в аудио ЦАП используйте **тонкопленочные или фольговые резисторы** с допуском **±0.1% или лучше**, TCR **±5–25 ppm/°C**, низким уровнем шума и подходящей мощностью (0.25–1 Вт). Оптимальное сопротивление зависит от спецификаций ЦАП, но обычно находится в диапазоне 100 Ом – 10 кОм. Рекомендуемые бренды: Vishay, Susumu, Caddock. Для high-end систем рассмотрите фольговые резисторы (например, Vishay Z-Foil) или активные схемы для минимизации недостатков резисторов.
Если у вас есть конкретная модель ЦАП (например, ESS ES9038, AK4499) или схема, уточните, и я помогу подобрать резистор более точно!
- lgedmitry
- Гуру электроники☆☆☆☆
- Сообщения: 1504
- Стаж: 6 лет 2 месяца
- Репутация: 262
- Откуда: Рыбинск
- Аудио система: Самоделки на MA12070, MA12070P, Heybrook HB3, Wharfedale Diamond 12.2
Re: Теплый ламповый ЦАП
а если чутка сопротивление ИУ поднять в ущерб КГ чипа, то можно кондёр из-под катода выкинуть в пользу лампе.
-
- Пользователь
- Сообщения: 13
- Стаж: 2 года 8 месяцев
- Репутация: 4
- Откуда: Дніпро
- Аудио система: CD Denon DCD-520, Thorens TD 105, Kora 3T, DAC AH-D6 (АК4490), Amp Vasilich-AMP-5, SE 6Н23П+6П18П, полочники на SB Acoustics SB13PFC25+SB26STCN, SB Acoustics SB17NBAC+ Vifa XT25TG30, Mark Audio CHR-70 + какой-то китайчик.