Темы в форуме

      Наш youtube        Наш инстаграм     ☝ Сказать спасибо!           Правила форума   




Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения АС

Winterborn
Почетный пользователь
Сообщения: 69
Стаж: 2 года 4 месяца
Репутация: 21
Откуда: Липецк
Аудио система: Сетевой плеер: Raspberry Pi 3 + IQAudio Pi-DAC+, софт Volumio/Mood
Усилитель: Амфитон 35У-101С (образумленный, отправлен на покой), цифра Aiyima A07 на TPA3255
Ушные усилители: однотактный транзисторный класс А от Audiokiller'a (основной); транзисторный класс А Semigor
Акустика: полочники Tannoy Mercury F1 Custom + активный саб с DSP на 75 ГДН-3
Наушники: AKG K712 Pro, AKG K44, Sennheiser HD595, Sennheiser PX100
ЦАПы/звуковые карты: M-Audio Revolution 5.1, Realtek HD ALC 887, iBasso DC03, Schiit Modi 3, Khadas Toneboard 1

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение Winterborn »

Dj Maxim Slim писал(а): 09 дек 2021, 22:00 Один звукорежисёр услышал цифровость в мониторах на электронном кроссовере. Но в общем хвалил, работает на них, только насчёт Адау, не уверен что там именно эта плата.
Уж точно не 1701 - она только в ширпотребе типа miniDSP используется)
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"...Как правило, ФИ получается компактнее и с более низкой частотой среза. ЗЯ обладает лучшей импульсной характеристикой и на мой слух звучат лучше ФИ..."
А теперь при планировании будущих АС нужно определиться со своим слухом - что мы слышим собственно и что нам важно?
Был у меня такой случай - в 80-е уважаемый многими инженер г-н Сухов (преклоняюсь перед его талантом!) спроектировал и опубликовал в журнале "Радио" систему динамического подмагничивания СДП-2. Это устройство очень хорошо улучшало магнитную запись кассетного магнитофона (после Сухова японцы сделали (уж не знаю скопировали или купили патент у Сухова) свою систему HX PRO). Так вот мой знакомый спаял такую схему в своем магнитофоне и пригласил меня послушать - т.к. "не услышал разницы записи с СДП-2 и без неё". Я разницу услышал и мы решили проверить слух моего знакомого. Так вот его слух заканчивал воспринимать верхние частоты уже на 13 кгц. К чему это я? У нас всех разный слух и именно под него мы и выбираем себе элементы звукового тракта. Но если говорить про глубокий бас то конечно ЗЯ не сравнится по глубине низов с ФИ. Если мы не говорим про контрабас, у которого конечно глубина низких не такая как например у 5ти-струнной бас-гитары. Доказательством преимущества ФИ в глубине баса служит то что практически все басовые кабинеты строятся на конструктиве ФИ и его вариаций. Если вы играли на бас-гитаре стоя рядом с "басовым аппаратом" вы меня поймёте..
Аватара пользователя
LinuxManiac
Добрейший модератор
Сообщения: 895
Стаж: 5 лет
Репутация: 531
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение LinuxManiac »

Позволю себе уточнить: систему динамического подмагничивания изобрел инженер компании Bang & Olufsen Йорген Селмер Дженсен в 1979 году. На рынок в виде патентной реализации система была выведена Dolby Lab., поэтому и так называлась.
Николай Сухов в первой из своих статей на эту тему в журнале "Радио" дал подробный разбор принципа работы этой системы и предложил вариант её реализации в любительских условиях (это и была СДП) в 1983 году.
В дальнейшем он усовершенствовал эту систему (был применен иной алгоритм изменения тока подмагничивания в зависимости от тока записи) и её он назвал СДП-2 (1987 год). Наконец, в 1991 году Николай Сухов предложил дальнейшее усовершенствование - систему адаптивного динамического подмагничивания (САДП). И эта система превосходила по эффективности Dolby HX Pro. Так что, все же, все работы Н. Сухова в этой области основывались на Dolby HX. Однако, это не отменяет колоссальные заслуги Сухова в анализе сложной инженерной проблемы и бескорыстной популяризации её решений с использованием его рекомендаций и разработок.

П.С. Bang & Olufsen - датская компания, Dolby Laboratories - американская.
050-246-3341; Viber: 068-362-3497; Skype: spswmsw
Аватара пользователя
kovrigger
Постоянный житель
Сообщения: 406
Стаж: 3 года 4 месяца
Репутация: 90
Откуда: Украина, Киев
Аудио система: NFJ&FX AUDIO 502S PRO, акустика "Фараон 2 Magico Mini" от HiFiCompass, ЦАП AH-D6+(авторский), звуковая карта Apogee Duet Firewire

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение kovrigger »

ConsulAMV писал(а): 10 дек 2021, 18:00 Доказательством преимущества ФИ в глубине баса служит то что практически все басовые кабинеты строятся на конструктиве ФИ и его вариаций. Если вы играли на бас-гитаре стоя рядом с "басовым аппаратом" вы меня поймёте..
А чего ж тогда известная в узких кругах ограниченных людей американская компания "Magico" делает свои корпуса исключительно в формате ЗЯ?
https://www.magicoaudio.com/

Мне кажется у ЗЯ есть свои преимущества, о которых сказал выше джедай Юстас:
"ЗЯ обладает лучшей импульсной характеристикой и на мой слух звучат лучше ФИ. Из недостатков, более высокая частота среза на НЧ. Впрочем, этот недостаток легко устраняется корректором Линквица."
И даже несмотря на 5 струнную бас-гитару не всем заходит ФИ. Мне, к примеру, не зашел (мог и зайти). Задемпфировал ФИ носками (чистыми не чисто хлопковыми - у чисто хлопковых АЧХ чуть похуже). Слушал хороший вариант небольшиих полочников с ПИ (пассивный излучатель) - неплохо.

На прошлой неделе посетил ребят из "Sound Reality" (https://soundrealityua.olx.ua/#items) - небольшая киевская команда энтузиастов-самодельщиков. У них в почете четверть-волновой резонатор и BACK HORN (я так понял "рупорная акустика"). + у людей в центре зала лежит саб литров примерно на 160-200 (большой). Бас там конкретный - ручку крутнули пол задрожал, но такой звук в многоквартирном доме невозможен - убьют соседи. А так конечно саб рулит - там и 5-струнный бас и бас-бочка и литавры все будет звучать лучше каких полочников
Последний раз редактировалось kovrigger 10 дек 2021, 18:55, всего редактировалось 1 раз.
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"...Корпуса звучать не должны. Нужна максимальная жёсткость, а из чего делать корпус (березовая фанера, дсп или мдф и пр вторично. Хоть из бетона..."
А вы делали корпусА из бетона? поделитесь пожалуйста опытом. Насколько я понимаю корпуса нужно изготавливать из дерева и его производных (фанера, дсп, мдф), ибо нужен материал имеющий благородный голос. Как по вашему так и контрабас можно делать из бетона и наверное скрипку... так не делают же...ну нет у бетона нужного тона (извините за каламбур :-) ).
И по поводу - "...корпусА звучать не должны..." А что тогда дает нам этот сладкий бас на низах как говорят "в диафрагму)? для чего мы собственно тратим время, деньги, силы чтобы правильно построить и правильно настроить ФИ? Что в физическом действии (по физике) происходит в АС с ФИ?. Ну вот давайте зададимся вопросом: динамик толкнул воздух вперед, образовалось резрежённое пространство, в корпус АС через трубу ФИ зашел воздух, теперь динамик совершает ход назад, воздуха уже в избытке в корпусе АС, а динамик переходит через ноль (положение успокоения) и движется назад, воздух пытается выйти свободно, но у него не получается, ведь труба ФИ расчитана и изготовлена так, чтобы воздух выходил с трудом, "с натягом", туго, и воздух на самом деле одномоментно не может выйти весь лишний, воздух начинает давить на стенки корпуса АС. Вот по вашему, для чего всё так построено и что в этот момент дает глубокий бас? просто сам выходящий воздух от отрицательной полуволны? Моё мнение - что корпус контрабаса, что корпус АС - это инструмент для производства звука - это резонатор. Расчитываем мы ФИ именно для того чтобы вызвать резонанс корпуса, который и производит (совместно с динамиком) необходимый и такой желанный бас, да и у ЗЯ тоже все подводится к тому чтобы получить этот самый необходимый резонанс корпуса и соответственно бас.
А мы уже своими органами слуха - барабанной перепонкой, диафрагмой и телом (инфра-низкие), средним ухом (ВЧ) слышим и одновременно чувствуем звук.
Вот поэтому мне кажется, для начала нужно определиться - что мы можем слышать и что мы хотим услышать...и только потом переходим к следующему этапу...
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

Доказательством преимущества ФИ в глубине баса служит то что практически все басовые кабинеты строятся на конструктиве ФИ и его вариаций. Если вы играли на бас-гитаре стоя рядом с "басовым аппаратом" вы меня поймёте..

А чего ж тогда известная в узких кругах ограниченных людей американская компания "Magico" делает свои корпуса исключительно в формате ЗЯ?
https://www.magicoaudio.com/

Ну ребята отработали технологию и торгуют потихоньку...про басовый аппарат - это к тому что если уж профессиональное басовое оборудование изготовлено по технологии ФИ, то и бытовая АС на ФИ правильнее и вернее отыграет низы..По моему логично..
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"...И даже несмотря на 5 струнную бас-гитару не всем заходит ФИ. Мне, к примеру, не зашел (мог и зайти). Задемпфировал ФИ носками (чистыми не чисто хлопковыми - у чисто хлопковых АЧХ чуть похуже). Слушал хороший вариант небольшиих полочников с ПИ (пассивный излучатель) - неплохо..."

У меня нет задачи убедить вас строить АС на основе ФИ. Ваш слух и ваше мнение - они для вас. Конечно кому-то "заходит", а кому то вовсе нет...Разве тут могут быть возражения? Я просто высказываю свое мнение по сути поднятого Александром вопроса: "Общие принципы и рекомендации..."
Аватара пользователя
kovrigger
Постоянный житель
Сообщения: 406
Стаж: 3 года 4 месяца
Репутация: 90
Откуда: Украина, Киев
Аудио система: NFJ&FX AUDIO 502S PRO, акустика "Фараон 2 Magico Mini" от HiFiCompass, ЦАП AH-D6+(авторский), звуковая карта Apogee Duet Firewire

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение kovrigger »

ConsulAMV писал(а): 10 дек 2021, 18:54 Насколько я понимаю корпуса нужно изготавливать из дерева и его производных (фанера, дсп, мдф), ибо нужен материал имеющий благородный голос.
Это зублуждение. Никакого благородного голоса у материала быть не должно. Известная в узких кругах американская компания "MAGICO" изготавливает корпуса из алюминия.

Резонансы корпуса - то с чем борется любой инженер, проектирующий АС. Посмотрите на канале Дениса (Азвука) видео об этом
https://www.youtube.com/watch?v=_KGNxrKlN3w

Корпуса из фанеры или ДСП или МДФ делают потому что

А. дешево
Б. фанера и МДФ - материал плохо резонирующий. Музыкальные инструменты из МДФ или ДСП не делают. Из фанеры не знаю - ессно гитарные деки клеют, но назвать ли это фанерой - не уверен.

Есть кастомные корпуса, у которых делают специальные полости, которые потом засыпают песком, чтобы еще сильнее уменьшить резонанс корпуса. Песок ессно нужен аудиофильский - с низкими гармоническими искажениями и высоким импедансом
Вложения
image (4).jpeg
image (4).jpeg (36.32 КБ) 1352 просмотра
image.jpeg
image.jpeg (44.51 КБ) 1352 просмотра
Последний раз редактировалось kovrigger 10 дек 2021, 19:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
kovrigger
Постоянный житель
Сообщения: 406
Стаж: 3 года 4 месяца
Репутация: 90
Откуда: Украина, Киев
Аудио система: NFJ&FX AUDIO 502S PRO, акустика "Фараон 2 Magico Mini" от HiFiCompass, ЦАП AH-D6+(авторский), звуковая карта Apogee Duet Firewire

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение kovrigger »

ConsulAMV писал(а): 10 дек 2021, 19:06
У меня нет задачи убедить вас строить АС на основе ФИ. ... Я просто высказываю свое мнение по сути поднятого Александром вопроса: "Общие принципы и рекомендации..."
Я по-моему никого не агитировал за ЗЯ. Обмениваюсь своим мнением не более. ФИ имеет такое же право на жизнь как и все другие. Поддерживаю Вашу мысль что на вкус и цвет. Скажу больше - со временем вкусы могут менятся у каждого - вчера слушал одно - завтра другое и тп. У реальных аудиофилов (к которым не отношусь), уверен, есть не один набор колонок с разными вариантами АО.
Аватара пользователя
mwebmaster
Почетный пользователь
Сообщения: 81
Стаж: 3 года
Репутация: 24
Откуда: Дублин
Аудио система: Seas IDUNN, Behringer B1200D Pro
Poweramp v4, RME ADI-2 FS, Yamaha HP-1

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение mwebmaster »

kovrigger писал(а): 10 дек 2021, 18:46 На прошлой неделе посетил ребят из "Sound Reality" (https://soundrealityua.olx.ua/#items) - небольшая киевская команда энтузиастов-самодельщиков. У них в почете четверть-волновой резонатор и BACK HORN (я так понял "рупорная акустика"). + у людей в центре зала лежит саб литров примерно на 160-200 (большой). Бас там конкретный - ручку крутнули пол задрожал, но такой звук в многоквартирном доме невозможен - убьют соседи. А так конечно саб рулит - там и 5-струнный бас и бас-бочка и литавры все будет звучать лучше каких полочников
Это оформление из области профессиональной акустики насколько я знаю. Не всякий драйвер там имеет смысл использовать, да и габариты не совсем бытовые как правило получаются.
Аватара пользователя
kovrigger
Постоянный житель
Сообщения: 406
Стаж: 3 года 4 месяца
Репутация: 90
Откуда: Украина, Киев
Аудио система: NFJ&FX AUDIO 502S PRO, акустика "Фараон 2 Magico Mini" от HiFiCompass, ЦАП AH-D6+(авторский), звуковая карта Apogee Duet Firewire

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение kovrigger »

mwebmaster писал(а): 10 дек 2021, 19:18 Это оформление из области профессиональной акустики насколько я знаю. Не всякий драйвер там имеет смысл использовать, да и габариты не совсем бытовые как правило получаются.
Не скажу не знаю. Профессиональной в смысле озвучки помещений? Эти ребята делают, как я понял, для прослушивания музыки. Я спросил - они сказали, что это Hi-End (сомневаюсь).

В наше голодное время немало людей с большими помещениями. В обычной квартире такое конечно поставить можно, но смысл? Сабик небольшой - вполне вариант ИМХО для любых условий - у меня у друга музыканта-любителя небольшой сабик очень неплохо добавляет по низам. Драйверы туда можно лепить любые подходящие. Сейчас в любом ценовом сегменте большой выбор.
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"...Резонансы корпуса - то с чем борется любой инженер, проектирующий АС..."

Ну вот объясните пожалуйста мне как в моем посте - динамик начал движения назад и воздух начал с натягом выходить из трубы ФИ, начал давить на стенки корпуса АС...
1) Вот с вашей точки зрения, какое физическое явление дает этот самый глубокий бас?
2) Для чего вообще расчитывается туннель ФИ и производится точная настройка ФИ? с точки зрения физических явлений...
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"...Резонансы корпуса - то с чем борется любой инженер, проектирующий АС. Посмотрите на канале Дениса (Азвука) видео об этом..."

Я посмотрел...У Дениса речь идет о "звоне" стенок АС - стенки просто звенят от удара ладони, или от звуковой волны динамика, это паразитная составляющая...Это по моему мнению совсем из другой оперы. Я же говорю об использовании резонанса для достижении заданного результата в увеличении глубины баса...Впрочем дождусь вашего ответа в предыдущем посте..чтоб не повторятся..
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"...Б. фанера и МДФ - материал плохо резонирующий..."

Даже не мной выяснено что фанера в АС звенит еще "за будь здоров!". Поэтому то корпуса желательно делать многослойными из разных материалов..

"...Песок ессно нужен аудиофильский - с низкими гармоническими искажениями и высоким импедансом..."

Я оценил вашу шутку в сторону новичка...Посмеялся.. :D .в продолжении я бы посоветовал еще и магнитную систему динамика обработать радиоизотопами чтоб увеличить драйв на низах.. :D
Аватара пользователя
Justas*
Гуру электроники☆☆☆☆
Сообщения: 1589
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 914
Откуда: Украина
Аудио система: viewtopic.php?p=17721#p17721

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение Justas* »

ConsulAMV писал(а): 10 дек 2021, 18:00 Но если говорить про глубокий бас то конечно ЗЯ не сравнится по глубине низов с ФИ.
Глубоким бывает океан. А бас оценивается по звуковому давлению на определённой частоте. Вы видимо никогда не слышали ЗЯ, в котором звуковое давление, к примеру на 30 Гц, сопоставимо с ФИ.
Да, для этого потребуется ГД с более низкой резонансной и как правило бОльший объёмом кабинета. Или тот же по объёму ящик и корректор Линквица. Для которого нужен динамик, пусть и с той же резонансной как у ФИ, но с бОльшим линейным ходом.
Доказательством преимущества ФИ в глубине баса служит то что практически все басовые кабинеты строятся на конструктиве ФИ и его вариаций.
Да, тут есть преимущество. Дешевизна. Заманчиво, не прикладывая дополнительных усилий, с помощью одной трубы получить существенное расширение диапазона вниз. Но…
Если закрытый ящик (ЗЯ) попросту устраняет волны, созданные обратной стороной диффузора, то ФИ преобразует эти волны в "полезные", за счет чего происходит существенный рост эффективности и звукового давления. Несомненным плюсом ФИ, в сравнении с ЗЯ, является значительно более высокая эффективность и громкость, минус ФИ — высокий уровень групповых задержек, выраженный в "размытости" и более низкой точности баса.
Порт передает энергию в значительно более узком диапазоне, чем фронтальная часть диффузора. Потому изменения затрагивают лишь часть общего диапазона работы сабвуфера. Впрочем, для большинства значительный выигрыш в громкости или эффективной ширине диапазона куда более важен, чем не такой значительный проигрыш в качестве, от того ФИ — это, пожалуй, самый популярный корпус сегодня.
А вы делали корпусА из бетона? поделитесь пожалуйста опытом. Насколько я понимаю корпуса нужно изготавливать из дерева и его производных (фанера, дсп, мдф), ибо нужен материал имеющий благородный голос. Как по вашему так и контрабас можно делать из бетона и наверное скрипку... так не делают же...ну нет у бетона нужного тона
Скрипка и контробас резонансные инструменты. Струна без деки не звучит, а динамик запросто. И оформление ему нужно для других целей.
Кстати, можно и контробас из бетона. Добавьте звукосниматель. :D
Я лично из бетона не делал, но если нужен опыт то вот:
https://elwo.ru/publ/dinamiki_i_akustik ... 26-1-0-961

https://baseacoustica.ru/jenciklopedija ... kih-sistem

Гранит https://alexandreechasseriau.com/BAK
Делал и переделывал из всего того, что Вы перечислили, фанера, дсп, мдф + дерево. ЗЯ, ОЯ и ФИ в том числе. Есть фото.
Могу поинтересоваться, из какого материала «имеющго благородный голос» изготавливаете кабинеты Вы?
А что тогда дает нам этот сладкий бас на низах как говорят "в диафрагму)?
60-80 Гц. Особенно преуспевают в этом АС с высокой добротностью. Как пример – знаменитые S-90.
Что в физическом действии (по физике) происходит в АС с ФИ?. Ну вот давайте зададимся вопросом: динамик толкнул воздух вперед, образовалось резрежённое пространство, в корпус АС через трубу ФИ зашел воздух, теперь динамик совершает ход назад, воздуха уже в избытке в корпусе АС, а динамик переходит через ноль (положение успокоения) и движется назад, воздух пытается выйти свободно, но у него не получается, ведь труба ФИ расчитана и изготовлена так, чтобы воздух выходил с трудом, "с натягом", туго, и воздух на самом деле одномоментно не может выйти весь лишний, воздух начинает давить на стенки корпуса АС. Вот по вашему, для чего всё так построено и что в этот момент дает глубокий бас? просто сам выходящий воздух от отрицательной полуволны? Моё мнение - что корпус контрабаса, что корпус АС - это инструмент для производства звука - это резонатор. Расчитываем мы ФИ именно для того чтобы вызвать резонанс корпуса, который и производит (совместно с динамиком) необходимый и такой желанный бас, да и у ЗЯ тоже все подводится к тому чтобы получить этот самый необходимый резонанс корпуса и соответственно бас.
Paris_Tuileries_Garden_Facepalm_statue.jpg
Paris_Tuileries_Garden_Facepalm_statue.jpg (38.91 КБ) 1319 просмотров
Почитайте на досуге, как работает фазоинвертор.
Winterborn
Почетный пользователь
Сообщения: 69
Стаж: 2 года 4 месяца
Репутация: 21
Откуда: Липецк
Аудио система: Сетевой плеер: Raspberry Pi 3 + IQAudio Pi-DAC+, софт Volumio/Mood
Усилитель: Амфитон 35У-101С (образумленный, отправлен на покой), цифра Aiyima A07 на TPA3255
Ушные усилители: однотактный транзисторный класс А от Audiokiller'a (основной); транзисторный класс А Semigor
Акустика: полочники Tannoy Mercury F1 Custom + активный саб с DSP на 75 ГДН-3
Наушники: AKG K712 Pro, AKG K44, Sennheiser HD595, Sennheiser PX100
ЦАПы/звуковые карты: M-Audio Revolution 5.1, Realtek HD ALC 887, iBasso DC03, Schiit Modi 3, Khadas Toneboard 1

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение Winterborn »

Ящик (корпус) гудеть (резонировать) не должен. С этой целью и делают толстенные стенки и/или ставят кучу перегородок. А еще хитрые формы пилят, чтобы стояков (не эццасмых) не возникало. Как-то так)
Аватара пользователя
kovrigger
Постоянный житель
Сообщения: 406
Стаж: 3 года 4 месяца
Репутация: 90
Откуда: Украина, Киев
Аудио система: NFJ&FX AUDIO 502S PRO, акустика "Фараон 2 Magico Mini" от HiFiCompass, ЦАП AH-D6+(авторский), звуковая карта Apogee Duet Firewire

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение kovrigger »

ConsulAMV писал(а): 10 дек 2021, 19:46 "...Резонансы корпуса - то с чем борется любой инженер, проектирующий АС..."

Ну вот объясните пожалуйста мне как в моем посте - динамик начал движения назад и воздух начал с натягом выходить из трубы ФИ, начал давить на стенки корпуса АС...
1) Вот с вашей точки зрения, какое физическое явление дает этот самый глубокий бас?
Ответ: - Не знаю. Первое что пришло на ум - закон Бернулли - зависимость скорости потока жидкости или газа от сечения трубы. Второе - самый глубокий бас вызывает у слушателя чувство бОльшей достоверности воспроизводимой записи, в которой много низких частот (к примеру бой литавр, низкие органной музыки, низкие 5-струнного баса и тп).
2) Для чего вообще расчитывается туннель ФИ и производится точная настройка ФИ? с точки зрения физических явлений...
С точки зрения физических явлений не знаю. С точки зрения улучшения АЧХ системы - пролонгировать "плато" АЧХ системы ниже (ближе к самым низким частотам) чтобы получить "больше баса", который вызывает у слушателя чувство бОльшей достоверности воспроизводимой записи, в которой много низких частот (к примеру бой литавр, низкие органной музыки, низкие 5-струнного баса и тп).

Изображение

Хорошее видео на тему работу ФИ
https://www.youtube.com/watch?v=WKCBgqc6H-w
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"...Глубоким бывает океан. А бас оценивается по звуковому давлению на определённой частоте. Вы видимо никогда не слышали ЗЯ, в котором звуковое давление, к примеру на 30 Гц, сопоставимо с ФИ..."
Ну можно бас измерять, но измеряем мы его только для того чтобы потом услышав сказать, что бас был глубокий...А ЗЯ я не так давно слышал, тут у вас на форуме упоминались - Peerless 1120 и бас у него НЕглубокий, как не может быть глубокого баса у ЗЯ, если сравнивать с грамотно изготовленным и настроенным ФИ..Да и потом я же не говорил что ФИ во всем превосходит ЗЯ, у каждого свои преимущества, но у ФИ бас более глубокий и я уверен что ваши измерения это подтверждают..

"...Если закрытый ящик (ЗЯ) попросту устраняет волны, созданные обратной стороной диффузора, то ФИ преобразует эти волны в "полезные", за счет чего происходит существенный рост эффективности и звукового давления. Несомненным плюсом ФИ, в сравнении с ЗЯ, является значительно более высокая эффективность и громкость, минус ФИ — высокий уровень групповых задержек, выраженный в "размытости" и более низкой точности баса.
Порт передает энергию в значительно более узком диапазоне, чем фронтальная часть диффузора...
...Почитайте на досуге, как работает фазоинвертор...".
Вот там в своем посте я спросил конкретно про физику. что происходит в ФИ -"воздух выходит...и всё такое"...хотелось бы услышать ответ простыми словами, без высоких материй и энергий...Как вы понимаете этот процесс, только и всего. а отсыл к "почитайте на досуге"...ну это желание чтоб я отстал наверное...Пусть так, но тема то от этого не прояснилась..

"...Скрипка и контробас резонансные инструменты. Струна без деки не звучит, а динамик запросто. И оформление ему нужно для других целей. Кстати, можно и контробас из бетона. Добавьте звукосниматель..."
ну если контрАбас из бетона и со звукоснимателем - это уже не резонанасная система, вы же понимаете что сравнение просто некорректно.

"...Делал и переделывал из всего того, что Вы перечислили, фанера, дсп, мдф + дерево. ЗЯ, ОЯ и ФИ в том числе. Есть фото.
Могу поинтересоваться, из какого материала «имеющго благородный голос» изготавливаете кабинеты Вы?
Я так понимаю что вы мне предлагаете чем-то "помериться"? Увы, я уже в том возрасте в котором ничем не меряются... :D

Тем не менее спасибо за ответы...
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"... самый глубокий бас вызывает у слушателя чувство бОльшей достоверности воспроизводимой записи, в которой много низких частот (к примеру бой литавр, низкие органной музыки, низкие 5-струнного баса и тп)... который вызывает у слушателя чувство бОльшей достоверности воспроизводимой записи, в которой много низких частот (к примеру бой литавр, низкие органной музыки, низкие 5-струнного баса и тп)..."
- Да конечно я с вами полностью согласен - те люди, кто хорошо знает поставленный живой звук Группы, ВИА или оркестра начинают ценить ту натуральность и фактурность, которые передает глубокий бас домашних АС.
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"...Я лично из бетона не делал, но если нужен опыт то вот: ..."
- Опыт конечно интересный, а в первом примере так вообще колонки наполовину из дерева...
Ну и конечно их надо слушать (в вашем примере - измерять и слушать :D ). Не скрою я сомневаюсь что там есть глубокий бас, хотя кто знает..Вскрытие (прослушивание) покажет.
Аватара пользователя
lexey
Самоделкин
Сообщения: 164
Стаж: 2 года 4 месяца
Репутация: 105
Откуда: Усть-Каменогорск
Аудио система: Усилитель:
PurePath™ Ultra-HD
JLH1969

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение lexey »

Делаю коробки для lw-80a4, в паре в вч будут. Вот всё параметры учитывая, короб на 35л, фазоинвертор для 8ми дюймового динамика получается какой-то монструозный. Размер невменяемый, на заводскую акустику посмотришь, аккуратный физик стоит :D
Весь мир - Варкрафт, а ты в нём Мурлок.
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

"...Ящик (корпус) гудеть (резонировать) не должен. С этой целью и делают толстенные стенки и/или ставят кучу перегородок. А еще хитрые формы пилят, чтобы стояков (не эццасмых) не возникало. Как-то так).."

перегородки ...против стоячих волн - но это ж не резонанс...
Ну ответа то на мой вопрос нет..уж простите великодушно..
Аватара пользователя
helg
Почетный пользователь
Сообщения: 83
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 15
Откуда: С-Петербург
Аудио система: Foobar2000 - SMSL SU9Pro - FX502S Pro - Dialog AB-34 (ВЧ Seas H1212)
SMSL SH-9 - HiFiMAN Edition XS

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение helg »

ConsulAMV писал(а): 11 дек 2021, 18:51 "...Ящик (корпус) гудеть (резонировать) не должен. С этой целью и делают толстенные стенки и/или ставят кучу перегородок. А еще хитрые формы пилят, чтобы стояков (не эццасмых) не возникало. Как-то так).."

перегородки ...против стоячих волн - но это ж не резонанс...
Ну ответа то на мой вопрос нет..уж простите великодушно..
Поищите на форуме тему "Оторвемся от стереотипов построения АС". Вам похоже туда.
Аватара пользователя
kovrigger
Постоянный житель
Сообщения: 406
Стаж: 3 года 4 месяца
Репутация: 90
Откуда: Украина, Киев
Аудио система: NFJ&FX AUDIO 502S PRO, акустика "Фараон 2 Magico Mini" от HiFiCompass, ЦАП AH-D6+(авторский), звуковая карта Apogee Duet Firewire

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение kovrigger »

ConsulAMV писал(а): 11 дек 2021, 18:51 "...Ящик (корпус) гудеть (резонировать) не должен. С этой целью и делают толстенные стенки и/или ставят кучу перегородок. А еще хитрые формы пилят, чтобы стояков (не эццасмых) не возникало. Как-то так).."

перегородки ...против стоячих волн - но это ж не резонанс...
Ну ответа то на мой вопрос нет..уж простите великодушно..
Коллега, Ваши вопросы в некотором роде ставят в тупик. Почитайте литературу, полистайте DIY аudio форумы, посетите http://www.troelsgravesen.dk/Diy_Loudsp ... ojects.htm, походите по друзьям-аудиофилам, послушайте их сетапы, сравните ЗЯ с ФИ, резонатор с рупором, открытый ящик с панелью акустического сопротивления и акустику с пассивным излучателем с ФИ и тд. Проведите работу над собой и своими ушами.

ИМХО, не графики и не понимание физики процесса делает звук приемлимым Вашим ушам или нет - в звуке все субьективно (по-моему неавторитетному мнению). Один мой знакомый оценивал качество баса величиной, с которой тот давит ему в грудную клетку. Я считаю это несколько ошибочным, потому как в звуке главное это звук, а не давление на клетку. Другой знакомый - ярый приверженец измерительных микрофонов и диаграмм. У него чисто научный подход, но как показывает практика - у всех уши разные и правильно спроектированные АС с максимально линейным АЧХ могут не совсем зазвучать. ИМХО нелинейность ушей и индивидуальные вкусы определяют подходит АС или нет.

Другими словами - нет идеальной АС, есть удачные и не совсем решения для каких-то определенных задач
Аватара пользователя
Justas*
Гуру электроники☆☆☆☆
Сообщения: 1589
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 914
Откуда: Украина
Аудио система: viewtopic.php?p=17721#p17721

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение Justas* »

ConsulAMV писал(а): 11 дек 2021, 18:28 Вот там в своем посте я спросил конкретно про физику. что происходит в ФИ -"воздух выходит...и всё такое"...хотелось бы услышать ответ простыми словами, без высоких материй и энергий...Как вы понимаете этот процесс, только и всего. а отсыл к "почитайте на досуге"...ну это желание чтоб я отстал наверное...Пусть так, но тема то от этого не прояснилась..
Ну, если масса материала в интерненте о работе ФИ не приводит к пониманию процесса его работы, попробую объяснить на пальцах.
Ваше ортодоксальное объяснение:
…для чего мы собственно тратим время, деньги, силы чтобы правильно построить и правильно настроить ФИ? Что в физическом действии (по физике) происходит в АС с ФИ?. Ну вот давайте зададимся вопросом: динамик толкнул воздух вперед, образовалось резрежённое пространство, в корпус АС через трубу ФИ зашел воздух, теперь динамик совершает ход назад, воздуха уже в избытке в корпусе АС, а динамик переходит через ноль (положение успокоения) и движется назад, воздух пытается выйти свободно, но у него не получается, ведь труба ФИ расчитана и изготовлена так, чтобы воздух выходил с трудом, "с натягом", туго, и воздух на самом деле одномоментно не может выйти весь лишний, воздух начинает давить на стенки корпуса АС. Вот по вашему, для чего всё так построено и что в этот момент дает глубокий бас? просто сам выходящий воздух от отрицательной полуволны? Моё мнение - что корпус контрабаса, что корпус АС - это инструмент для производства звука - это резонатор. Расчитываем мы ФИ именно для того чтобы вызвать резонанс корпуса, который и производит (совместно с динамиком) необходимый и такой желанный бас, да и у ЗЯ тоже все подводится к тому чтобы получить этот самый необходимый резонанс корпуса и соответственно бас.
И моё, полуграмотное…
ФИ, это не только порт (труба, щель и пр. в корпусе АС), а комплекс, корпус+труба.
Можно сказать резонатор Гельмгольца, наоборот. Кстати, советую к прочтению, многое объясняет
https://baseacoustica.ru/jenciklopedija ... rezonatory
И таки да, ФИ является резонансным оформлением. Только в нём резонирует не корпус АС «чтобы получить этот самый необходимый резонанс корпуса и соответственно бас», а масса воздуха в тоннеле. Величина этой массы выбирается, чтобы в сочетании с упругостью воздуха внутри ящика, создать вторую колебательную систему (с частотой резонанса, ниже частоты резонанса динамика), получающую энергию от тыльной стороны диффузора.
Механизм работы собственно фазоинвертора, заключается в том, что акустический резонатор-фазоинвертор производит инверсию (переворот) фазы звуковой волны, излучаемой тыльной стороной диффузора. Эта перевернутая звуковая волна с выхода фазоинвертора суммируется в фазе со звуковой волной от фронтальной поверхности диффузора, что и приводит к существенному увеличению уровня звукового давления громкоговорителя на частоте настройки фазоинвертора.
Такой эффект достигается в узком диапазоне частот, но в его пределах КПД существенно возрастает.
Размеры порта рассчитываются на определённую частоту резонанса, чтобы суммарная АЧХ динамик + ФИ, была наиболее ровной (Q=0,707). Есть конечно любители пониженной добротности (0,5 и меньше), так и повышенной, до 1-го (чтобы мяса было больше ).
Я к ортодоксам не отношусь.
Для чего вообще расчитывается туннель ФИ и производится точная настройка ФИ? с точки зрения физических явлений...
Как влияет частота настройки ФИ и соответственно Q, покажу с помощью симулятора.

Итак, верхний график – АЧХ, нижний импеданс системы.
Синим пунктиром – АЧХ динамика в ФИ (что-то похожее, только без провала, будет у динамика в ЗЯ).
Красным пунктиром – АЧХ порта.
Чёрным – суммарная АЧХ.
Настройка порта – 25,5 Гц. При этом длина порта составит 25,4 см, при диаметре 9,4 см
Получаем оптимальную добротность 0,707 и полосу по -3 дБ от 26 Гц.
Ту же полосу с такой же добротностью, можно получить и в ЗЯ того же объёма и с тем же динамиком, применив корректор Линквица. Естественно придётся пойти на жертвы. Потребуется усилитель большей мощности. Ну и динамик, при больших мощностях (которые возможно не будут нужны) будет выходить из линейного хода (Xmax). При больших, желательно применять длинноходовый.
Но при этом мы имеем лучшую переходную характеристику и меньшее время групповой задержки.
Q-0,707.PNG
Что случится, если мы промахнулись с размером ФИ.
К примеру, что будет, если его длина составит 45,7 см.
В этом случае резонанс порта равен 20 Гц. Добротность меньше оптимальной (для любителей «сухого» баса).
Полоса -3 дБ от 32 Гц. Но зато на частоте 15 Гц, он эффективней на +6 дБ!
Хотя кому эти 15 Гц нужны :D
Q меньше 0,707_.PNG
Ну и третий вариант (гипертрофированный).
Длина порта 3,1 см. Его резонанс 45,8 Гц. Добротность намного больше оптимальной (для поклонников «уханья»).
Полоса -3 дБ от 37 Гц. Но на АЧХ появился горбище, тоже кстати резонанс. Такая колонка, все басовые ноты превращает в одну, т.е. бубнит на 50 Гц.
Это я ещё для примеров взял очень хороший динамик. В основном этот горб попадает в полосу 60-80 Гц, где и даёт «этот сладкий бас на низах как говорят "в диафрагму"» :lol:
Q больше 0,707.PNG
Надеюсь, я ответил на Ваши вопросы.
Я так понимаю что вы мне предлагаете чем-то "помериться"? Увы, я уже в том возрасте в котором ничем не меряются... :D
Отнюдь. Я тоже не мальчик. Просто Вы с такой уверенностью пропагандируете идею звучания корпусов, что я подумал о Вашем большом опыте в построении акустики. И хотел бы увидеть поющие кабинеты.
Кстати, у Вас в профиле указаны АС Эстония 35АС-021. Занимался переделкой с нуля их кроссоверов:
http://audioportal.info/forum/viewtopic ... d57570c35e
PS
Холивара в сети, какое оформление лучше, полно. Против хорошо настроенных ФИ на приличных динамиках, ничего не имею. Но свой сабвуфер с ФИ (оптимально настроенный), переделал на ЗЯ, с корректором Линквица
download/file.php?id=3056&mode=view
http://audioportal.info/forum/viewtopic ... d57570c35e
Аватара пользователя
Justas*
Гуру электроники☆☆☆☆
Сообщения: 1589
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 914
Откуда: Украина
Аудио система: viewtopic.php?p=17721#p17721

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение Justas* »

Картинка для сравнения
Сравнение.PNG
ConsulAMV

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение ConsulAMV »

Всем, доброго дня!
первое и самое главное (и по серьезному) - я благодарен всем тем, кто откликнулся на моё мнение, кто написал посты, оформлял графики и пр. Это прям, меня пробило - я очень вам благодарен.
второе: немного откроюсь...ну я тоже мальчик такой...послушавший разного всего...и пообщавшийся с аудиофилами, самодельщиками АС, людьми компетентными..поигравшим в свое время на басу..

и что я хочу сказать? (я не буду приводить цитаты по авторам ответов - напишу в общем):

"...в звуке все субьективно (по-моему неавторитетному мнению). Один мой знакомый оценивал качество баса величиной, с которой тот давит ему в грудную клетку. Я считаю это несколько ошибочным, потому как в звуке главное это звук, а не давление на клетку..."
- Насколько я знаю НЧ волну слуховой аппарат человека воспринимает двумя "приёмниками" - барабанной перепонкой и телом, начиная с той самой пресловутой диафрагмы. Если землятресение а это инфранизы, мы их уже не слышим, мы их именно чувствуем - телом, диафрагмой...Кто был в кинотеатре 7+1 - там кресла трясутся, при взрыве, извержении вулкана, при камнепаде и пр. Барабанной перепонке тут вовсю помогает наше тело..К чему это я - про особенности нашего слуха таковы, что действительно кто-то слышит НЧ составляющую, а ктото и слышит и чувствует диафрагмой..и каждый в АС желает увидеть (услышать) свой звук..

"...Резонатор Гельмгольца.."
- Самый яркий его пример это бутылка в которую дуют поперёк горлышка. И что происходит? так бутылка от резонанса вибрирует и издает звук! сама бутылка! А у нас это сама АС, ну не пластмассовая же труба ФИ делает глубокий бас? ну ведь так?

"...И таки да, ФИ является резонансным оформлением. Только в нём резонирует не корпус АС «чтобы получить этот самый необходимый резонанс корпуса и соответственно бас», а масса воздуха в тоннеле..."
- Ну вот масса резонирует и что дальше? откуда берется глубокий бас?

"...Эта перевернутая звуковая волна с выхода фазоинвертора суммируется в фазе со звуковой волной от фронтальной поверхности диффузора, что и приводит к существенному увеличению уровня звукового давления громкоговорителя на частоте настройки фазоинвертора..."
- А зачем тогда расчитывать туннель ФИ? ну сделали бы просто трубу, чтоб воздух выходил из неё в противофазе и усиливал бы эффект от положительной полуволны? так нет же расчитываем, настраиваем..

Еще раз - огромное спасибо за подробное теоретическое объяснение - я правда очень вам благодарен. но предлагаю оставить пока все эти теоретические выкладки (не буду говорить знакомы они мне или нет), давайте всё-же разберемся в сути физических процессов происходящих в связке АС и ФИ.

В том то и дело, что точно посчитанный и изготовленный ФИ, полная герметизация стенок АС - всё это нужно чтоб создать упругость воздуха внутри АС, который вводит её корпус в состояние резонанса - вибрации. Еще раз - если просто сделать отверстие с трубой или без нее звук от заднего хода динамика будет выходить, но глубокого баса не будет. И потом..А что делать с басом в ЗЯ? там нет отверстий, нет хода воздуха в противофазе, за счет чего бас то там? мой ответ - за счет того что корпус посчитан так, чтобы создать внутри корпуса упругую среду и опять заставить его вибрировать и вызывать звуковое давление оказывающее такое действие что корпус начинает резонировать и дает глубокий бас. Контрабас устроен так же..самое простое подтверждение вибрации корпуса АС - положить руку на басовый кабинет при игре бас-гитары, но более впечатляет - это если посидеть на нём... :D

Еще один наверное странный для вас вопрос, на тему резонанса: у меня есть аудиоцентр Aiwa, у него колоночки 20-25-15, это в сантиметрах. Корпус с ФИ с тыльной стороны. Звучат как и должны звучать такие АС, ну так герц от 130. А я взял их и укрепил на бетонную стену через очень короткие металлические кронштейны. И у них резко опустилась нижняя граничная частота воспроизведения. они стали басить как большие напольники, ну если не как С-90 то похоже и главное появилась глубина баса..
Вот в чём по вашему тут дело?
Мое объяснение простое - всё тот же резонанс - четкая вибросвязь со стенами. комната маленькая и всё сошлось в мою пользу - глубокий бас дают стены, ну или одна часть стены ну или какая-то часть строительной конструкции, не столь важно. ну т.е. звук идет от динамика, от корпуса АС, с помощью ФИ и от строительной конструкции (из-за резонанса)...
Смотрел у Александра на ютуб-канале ролик по выбору АС, там затронули тему шипов..В далёкие 90е в одном из журналов прочитал, что шипы нужно пробовать, где-то они помогают (поскольку в разы увеличивают связь с полом и строительными конструкциями) и это увеличивает глубину баса, а в каком-то случае наоборот - вызывают паразитные составляющие и только портят звук. Я с этим абсолютно согласен и мой случай с укреплением АС на кронштейны к стене это как раз частный позитивный случай такой же как с шипами. Ну вот как-то так..
Спасибо всем еще раз!
Аватара пользователя
Justas*
Гуру электроники☆☆☆☆
Сообщения: 1589
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 914
Откуда: Украина
Аудио система: viewtopic.php?p=17721#p17721

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение Justas* »

10b.jpg
Аватара пользователя
Justas*
Гуру электроники☆☆☆☆
Сообщения: 1589
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 914
Откуда: Украина
Аудио система: viewtopic.php?p=17721#p17721

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение Justas* »

ConsulAMV писал(а): 12 дек 2021, 18:17 Смотрел у Александра на ютуб-канале ролик по выбору АС, там затронули тему шипов..В далёкие 90е в одном из журналов прочитал, что шипы нужно пробовать, где-то они помогают (поскольку в разы увеличивают связь с полом и строительными конструкциями)
Настоящие шипоманы утверждают обратное. Шипы отвязывают АС от пола.
- Самый яркий его пример это бутылка в которую дуют поперёк горлышка. И что происходит? так бутылка от резонанса вибрирует и издает звук! сама бутылка!
А если её в бетон закатать, как мафиози делают, звука не будет?
XIAN
Гуру АС
Сообщения: 772
Стаж: 3 года 2 месяца
Репутация: 329
Откуда: Киев
Аудио система: DIY

Re: Общие принципы и рекомендации для самостоятельного построения акустических систем

Сообщение XIAN »

ConsulAMV писал(а): 12 дек 2021, 18:17
Сложно комментировать, то что, вы, пишите.
На сайте Stereophile, есть измерения вибраций корпусов обозреваемых АС, снятые приклеенным к ним акселерометром.
Вот примеры:
Magico M2(ЗЯ)
Изображение
Wilson Audio Specialties Alexx V(фазоинвертор)
Изображение
Harbeth Monitor 30.2(фазоинвертор)
Изображение
Резонансы и вибрации, на низах, есть только в Харберт и то, их величина, явно не достаточна для производства "глубоких басов", но "низы" во всех 3х есть. Живите теперь с этим.
Ответить

Вернуться в «Акустические системы»