Equalizer APO, установленный на «музыкальный» комп. Его задача, по импортированным из REW пресетам изменить АЧХ на входе усилителя так, чтобы в месте прослушивания получить ровную АЧХ, без комнатных горбов и впадин.
В целом, АЧХ в месте прослушивания, у меня не совсем кривая. Главный раздражитель (стояк 55Гц, величиной более 10дБ) убран «железными» режекторами в каналах НЧ и саба.
Но не даёт покоя неравномерность в диапазоне 200-1000Гц, которая обусловлена отражением от пола и стены за головой.
Об этом я писал в теме Комнатные искажения АЧХ в СЧ диапазоне .
Ещё раз сделал контрольные замеры. Микрофон между АС, в 30-40-50-60-70см от стены.
Подключены правая, левая АС и сабвуфер. Пара слов о сглаживании графиков.
Удачно эквализировать АЧХ получится только в диапазоне 20-200Гц и 1-20кГц, т.е. там где сохраняется относительная стационарность неравномерностей.Переменное (War) сглаживание применяется на 1/48 октавы ниже 100 Гц, на 1/3 октавы выше 10 кГц и варьируется от 1/48 до 1/3 октавы от 100 Гц до 10 кГц, достигая 1/6 октавы на частоте 1 кГц.
Психоакустическое (Psy) сглаживание использует 1/3 октавы ниже 100 Гц, 1/6 октавы выше 1 кГц и варьируется от 1/3 октавы до 1/6 октавы в диапазоне от 100 Гц до 1 кГц. Он также применяет больший вес к пикам, используя кубическое среднее (кубический корень из среднего кубических значений) для создания графика, который более точно соответствует воспринимаемой частотной характеристике.
Пробовал усреднить все 5 графиков и эквализировать этот усреднённый.
В месте прослушивания в диапазоне 200-1000Гц на разных расстояниях от стены, получается та же фигня что и прежде.
В общем то ничего удивительного, в хелпе на REW говорится:
Вот и я решил пойти на компромисс. За «золотое пятно» принял расстояние, на котором обычно находятся мои уши – 40см от стены. Если не трясти головой в стиле исполнителей хэви-метал, то в основном так и сижу.Прежде чем мы начнем настраивать эквалайзер для изменения частотной характеристики, нам нужно увидеть реакцию на настройку, поэтому нам нужно провести измерение. Это приводит к первому ограничению. Измерение выполняется в одном месте, и частотная характеристика этого измерения действительна только в этом положении. Перемещение микрофона в другое место и выполнение еще одного измерения приведет к другой частотной характеристике. Оно может быть немного другим или может быть (и обычно бывает) сильно другим. Изменения, вносимые эквалайзером на пути к динамику, одинаковы независимо от того, где мы находимся в комнате, поэтому, поскольку отклик меняется в разных положениях, а эквалайзер — нет, само собой разумеется, что только эквалайзер меняется, чтобы быть хорошим в тех местах, где частотная характеристика такая же, как та, которую мы использовали при настройке эквалайзера.
Читая некоторые рекламные объявления о продуктах EQ, можно подумать, что какие-то умные ребята где-то нашли способ обойти эту проблему. Они этого не сделали. Лучшее, что вы можете сделать, — это посмотреть на частотные характеристики, измеренные во многих положениях в той области, где вам нужна коррекция, выяснить, какие из них достаточно распространены, и найти компромиссную настройку эквалайзера, которая в некоторой степени помогает в большинстве случаев в одних местах и не причиняет слишком большого вреда в других местах. Это может помочь, но это не волшебное средство.
Поэтому мы готовы пойти на некоторые компромиссы. Одного «золотого пятна» будет достаточно.
Эквализировал АЧХ полученную в 40см от стены. Целевая кривая на НЧ - как мне больше заходит (практически Хармановская), на ВЧ спад не применил, по причине возрастной «усталости» ушей.
Провал на 110Гц не трогал, в виду его узкополосности (15Гц, менее 1/3 окт) и большой глубины. Не думаю что его слышно.
Auto EQ создал 17 параметриков, ещё 2 я добавил вручную.
Пресет экспортирован в Equalizer APO.
Ну и контрольное изамерение: Максимальное отклонение от «проектной» АЧХ, +1дБ ниже 90Гц. Там работает саб, а он берёт сигнал от обоих каналов, так что нормально. Эвкализация применялась одинаковая для обоих каналов. Можно сделать по префекционистски, для правого и левого, но в моём случае особого смысла нет.
Небольшой спад после 13кГц – поленился поставить микрофон точно между АС (там и 5мм роль играет).
Недостатков в этом методе, вижу два.
Первый (для меня не важный). Работает только через DS. Обходные пути, ASIO, WASAPI, не прокатят.
Второй (существенный). Работает только через комп. CD плеер напрямую в усилитель, ТВ по оптике в ЦАП – увы.