Темы в форуме

      Наш youtube        Наш инстаграм     ☝ Сказать спасибо!           Правила форума   




Классический Двухтакт 6н9С - 6П3С

Ответить
sub
Почетный пользователь
Сообщения: 55
Стаж: 2 года 8 месяцев
Репутация: 64
Откуда: Киев
Аудио система: Tube Amplifier SE 6V1P + 6P36S
JLH 1969
JLH 2003
FX-Audio - FX502S PRO
MB Quart 1000
Sony SS G3
ЦАП: SMSL DO100

Классический Двухтакт 6н9С - 6П3С

Сообщение sub »

История проекта началась с того, что в столе остался комплект ламп 6П3С от предыдущего проекта,
из которых пара оказалась подобрана и вторая не подобранная пара
Интересно было как они себя поведут, и поэксперементировать с некоторой схемотехникой, попробовать альтернативную схему по сравнению с ранее собранной

Желание было, руки "чесались" (в хорошем смысле ...)))., время по вечерам так же появилось (плюс минус час-два получается выделить)

Так же очень хотелось попробовать в качестве выходных ТОР
(причина попробовать собрать проект с использованием ТОР очень проста - хотелось добиться максимально качественной компоновки, и поэкспементировать)

Просматривая вечером фейсбук, увидел акцию на корпуса от известного производителя
Решение пришло быстро - начинаю!

Выбрал известную в интернетах схему, заказал 6Н9С и комплект ТОР и силовой

Шасси приехало за пару дней, срок изготовления трансформаторов оказался 4-6 недель - вполне хватило для полной неспешной сборки по вечерам после работы всего комплекта и после получения трансформаторов только установить их и сделать первый запуск.
В этот раз все прошло на удивление гладко, без искр, КЗ, и выключения автоматов))

Собрал отдельно всю схему с панельками и контактными пластинами на внутренней съемной панели, получился "модульный" конструктив.
Вся плата легко вынимается, меняется, при необходимости. Это понравилось.
На весь проект ушло +- 2 месяца (из них неделя на настройку)

В отличие от оригинальной схемы, изменил плату смещения,
зашунтировал пленочным и электролитом стабилитроны второй сетки выходных ламп для уменьшения шума (дало положительный эффект)

БП построен на удвоении напряжения, применено два дросселя на каждый канал по 5 Гн

выходные терминалы сделал одни на два вида акустики (выбор типа акустики с помощью тумблера),
входные одни (без селектора входов)
РГ ALPS 50 kOm

ОООС не глубокая, - 4 dB, организована одинаково для обоих выходов (при переключении тумблера с 4 Ом на 8 Ом, параллельно включается дополнительное сопротивление ОООС)
в ОООС сопротивление зашунтировано пленочным WIMA (для предотвращения самовозбуда)

в остальном все достаточно стандартно

результат порадовал, звук очень хороший
АЧХ ровная (завал _0,5 dB ниже 30 Гц и выше 18 кГц)
вых мощность 14 Вт на 4 Ом
12 Вт на 8 Ом
при THD 1 %
при 4 Вт THD 0,1-0,3 % (на неподобранной паре вылазит третья гармоника и никак не давится, она и не дает опустить ниже)
IMD во всем спектре 0,1 % и на частотах ниже 40 Гц составляет 0,5 - 0,8 %%
Шум -82 dB
Динамический диапазон 83dB
Взаимное проникновение каналов -56-60 dB (в зависимости от нагрузки)

Лампы музыкальные,
Я результатом доволен, НО, честно говоря, классические Ш трансформаторы мне больше зашли по звуку
вопрос не в качестве, ТОР звучат отлично, плотно, чисто и мощно
ТОР дают неоспоримое преимущество в удобстве компоновки и защиту от возможных наводок еще на стадии проектирования

НО!
это чисто субъективное ощущение, на уровне внутренних эмоций
трансы на Ш железе звучат эмоционально, живо
ТОР - ближе к транзисторным усилителям

опять таки - это чисто субъективное мнение, каждому свое

Благодарю всех, кто потратил время и дочитал!

Хорошего звука и приятных творческих поисков!

Готовлю следующий проект, пока еще не решил
6П41 С или замахнуться на ГУ

далі буде......))))))
PP_6n9s+6p3s.pdf
(1.6 МБ) 251 скачивание
PP_6n9s+6p3s.pdf
(1.6 МБ) 251 скачивание
8.jpeg
Вложения
3.jpeg
Последний раз редактировалось sub 26 окт 2024, 22:21, всего редактировалось 10 раз.
sub
Почетный пользователь
Сообщения: 55
Стаж: 2 года 8 месяцев
Репутация: 64
Откуда: Киев
Аудио система: Tube Amplifier SE 6V1P + 6P36S
JLH 1969
JLH 2003
FX-Audio - FX502S PRO
MB Quart 1000
Sony SS G3
ЦАП: SMSL DO100

Re: Двухтакт 6н9С - 6П3С

Сообщение sub »

еще пару фото...
17.jpeg
20.jpeg
111.png
Аватара пользователя
LinuxManiac
Добрейший модератор
Сообщения: 1167
Стаж: 6 лет 3 месяца
Репутация: 724
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Классический Двухтакт 6н9С - 6П3С

Сообщение LinuxManiac »

Поздравляю с новым успехом!
А про выходные трансформаторы на тороидальных сердечниках - у вас абсолютно адекватное восприятие. Они - возможное, но неоптимальное решение для ламповых усилителей. Есть чисто теоретические причины.
050-246-3341; Viber: 068-362-3497; Skype: spswmsw
sub
Почетный пользователь
Сообщения: 55
Стаж: 2 года 8 месяцев
Репутация: 64
Откуда: Киев
Аудио система: Tube Amplifier SE 6V1P + 6P36S
JLH 1969
JLH 2003
FX-Audio - FX502S PRO
MB Quart 1000
Sony SS G3
ЦАП: SMSL DO100

Re: Классический Двухтакт 6н9С - 6П3С

Сообщение sub »

LinuxManiac писал(а): 27 окт 2024, 08:29 Поздравляю с новым успехом!
А про выходные трансформаторы на тороидальных сердечниках - у вас абсолютно адекватное восприятие. Они - возможное, но неоптимальное решение для ламповых усилителей. Есть чисто теоретические причины.
Благодарю!

А ведь все началось год назад с личного знакомства с вами!
Аватара пользователя
m-shara
Почетный спонсор
Сообщения: 1040
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 185
Откуда: Латвия
Аудио система: JVC TD-V662, Kenwood KX-880HX,
JLH 1969, УНЧ А-кл. 6Ж3+ГУ-50
Акустика: Sony SS-G1 MK2
AKG K514, ATH-AVC500,
Звуковая: Focusrite 2i4

Re: Классический Двухтакт 6н9С - 6П3С

Сообщение m-shara »

Поздравляю! Ламповый усилитель - это своего рода произведение искусства.
Меня заинтересовала схема питания сеток выходного каскада. В чем суть такого включения стабилитрона? Он же не стабилизирует напряжение на сетке. Скорее всего, связывает 100 В.
Снимок экрана 2024-10-27 в 09.49.16.png
Снимок экрана 2024-10-27 в 09.49.16.png (221.02 КБ) 2780 просмотров
Последний раз редактировалось m-shara 27 окт 2024, 13:06, всего редактировалось 1 раз.
sub
Почетный пользователь
Сообщения: 55
Стаж: 2 года 8 месяцев
Репутация: 64
Откуда: Киев
Аудио система: Tube Amplifier SE 6V1P + 6P36S
JLH 1969
JLH 2003
FX-Audio - FX502S PRO
MB Quart 1000
Sony SS G3
ЦАП: SMSL DO100

Re: Классический Двухтакт 6н9С - 6П3С

Сообщение sub »

m-shara писал(а): 27 окт 2024, 09:55 Поздравляю! Ламповый усилитель - это своего рода произведение искусства.
Меня заинтересовала схема питания сеток выходного каскада. В чем суть такого включения стабилитрона? Он же не стабилизирует напряжение на сетке. Скорее всего, связывает 100 В.
Благодарю!

Все верно, он не стабилизирует а понижает напряжение на сетке выходного каскада на 100 Вольт, основная задача - понизить напряжение на экренной сетке на половину размаха сигнала

Логика этого следующая (цитирую источник):
Тетрод в отличии от пентода не имеет защитной сетки, а только экранную. Что бы избежать искажений ВАХ, типа “клюшка” (подъем на ВЧ), мы должны на экранную сетку подавать напряжение на половину размаха сигнала на аноде этой лампы. То есть на аноде 300 на экранной 200 вольт.

Ну и детально физика самого процесса:

"Клюшка" (загиб на ВАХ лампе, приводящий к искажениям) он есть на выходных каскадах Пентодных и Лучевых тетродах.
Электроны с катода пролетают сквозь управляющую сетку к аноду а на пути расположена экранная сетка с лучеобразующими пластинами.
Если у экранной сетки потенциал, относительно катода, меньше чем на аноде, то она помогает ускорится электронам провожая их дальше к аноду.
В выходной лампе анодный ток, например, при усилении синусоиды, изменяется относительно тока покоя, становясь то меньше, то больше — за счёт этого и напряжение на первичной обмотке появляется и трансформируется во вторичку и идёт на динамик. Если симметрично ток изменяется — то и напряжение наводится симметричное. Но что значит наводится напряжение.
Это значит, что на аноде лампы напряжение становится то меньше, то больше.
И вот когда напряжение на аноде просаживается ниже напряжения на экранной сетке с лучеобразующими пластинами, электроны начинают думать, что лучеобразующие пластины это анод и поворачивают к ним. Появляется встречный противоток электронов. И ток уже не растёт по синусоиде, а на графике появляется провал, клюшка!
И в этот момент динамические искажения резко вырастают (ИМД).
Что бы избежать клюшки, нужно понижать напряжение на экранной сетке лампы до того предела на какое проседает анодное напряжение в выходной лампе при усилении синусоиды, при максимальной мощности.
Вот и весь секрет режима лампы пентод или лучевой тетрод.
Нужно питать экранную сетку меньшим напряжением чем анодное напряжение.
Немного потеряем в мощности, но искажений не будет.
И в пентодном драйвере так же, если хотим получить хорошую амплитуду с драйвера, понижаем на экранной сетке, 6Ж4 например, до 50-80 вольт при напряжении на аноде 100-160 вольт.
Аватара пользователя
m-shara
Почетный спонсор
Сообщения: 1040
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 185
Откуда: Латвия
Аудио система: JVC TD-V662, Kenwood KX-880HX,
JLH 1969, УНЧ А-кл. 6Ж3+ГУ-50
Акустика: Sony SS-G1 MK2
AKG K514, ATH-AVC500,
Звуковая: Focusrite 2i4

Re: Классический Двухтакт 6н9С - 6П3С

Сообщение m-shara »

sub писал(а): 27 окт 2024, 10:29
И в пентодном драйвере так же, если хотим получить хорошую амплитуду с драйвера, понижаем на экранной сетке, 6Ж4 например, до 50-80 вольт при напряжении на аноде 100-160 вольт.
Значит ли это что в схеме своего усилителя я допустил ошибку, посадив стабилитрон на корпус и стабилизировал потенциал сетки?
Не следовало ли поменять местами стабилитрон и ограничивающий ток резистор? Или вообще поставить резистивный делитель?
Снимок экрана 2024-10-27 в 13.00.54.png
Снимок экрана 2024-10-27 в 13.00.54.png (115.13 КБ) 2781 просмотр
Аватара пользователя
LinuxManiac
Добрейший модератор
Сообщения: 1167
Стаж: 6 лет 3 месяца
Репутация: 724
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Классический Двухтакт 6н9С - 6П3С

Сообщение LinuxManiac »

Оба варианта включения стабилитронов (причем, как кремниевых, так и газовых) являются правильными. И оба варианта применялись в эпоху расцвета лампового аудио.
050-246-3341; Viber: 068-362-3497; Skype: spswmsw
Аватара пользователя
m-shara
Почетный спонсор
Сообщения: 1040
Стаж: 2 года 6 месяцев
Репутация: 185
Откуда: Латвия
Аудио система: JVC TD-V662, Kenwood KX-880HX,
JLH 1969, УНЧ А-кл. 6Ж3+ГУ-50
Акустика: Sony SS-G1 MK2
AKG K514, ATH-AVC500,
Звуковая: Focusrite 2i4

Re: Классический Двухтакт 6н9С - 6П3С

Сообщение m-shara »

LinuxManiac писал(а): 27 окт 2024, 13:57 Оба варианта включения стабилитронов (причем, как кремниевых, так и газовых) являются правильными. И оба варианта применялись в эпоху расцвета лампового аудио.
Спасибо, успокоили. А то я сам в процессе постройки сделал такое переключение а потом подумал, а не нахимичил случайно?
Ответить

Вернуться в «Аудио усилители»